|
14 апреля Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье. Праздничная служба в Духосошественском кафедральном соборе Саратова
12 апреля, в канун Недели 6-й, ваий (цветоносной), Вербного воскресенья, праздника Входа Господня в Иерусалим, всенощное бдение в Духосошественском кафедральном соборе совершил настоятель храма протоиерей Сергий Догадин. Ему сослужили протоиерей Владимир Семашкин, священник Сергий Выгодин, диакон Сергий Харитонов, диакон Иоанн Осипов.
13 апреля, в Неделю 6-ю, праздник Входа Господня в Иерусалим Божественную литургию совершил настоятель храма протоиерей Сергий Догадин. Ему сослужил диакон Сергий Харитонов.
***
В Неделю ваий, неделю цветоносную, праздник Входа Господня в Иерусалим, а у нас на Руси ещё и вербное воскресенье не празднуется Воскресение Христово. Такое построение богослужения подчиняется общим правилам: если двунадесятый Господский праздник попадает на воскресенье, "воскресно ничтоже поем", то есть воскресенье не празднуем, а только Господский праздник.
Это единственный Господский праздник, имеющий два тропаря. Второй тропарь напоминает нам, что Лазарева суббота тоже была когда-то крещальным днём и что многие христиане в этот день праздновали годовщину своего Крещения:
"Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен грядый во Имя Господне". Здесь говорится от лица всех, кто собрался в храме: "Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш", - вот, мы крестились и крещением своим мы Тебе спогреблись, мы умерли вместе с Тобой, Господи, и бессмертной жизни "сподобихомся Воскресением Твоим".
С этой же темой в Неделю ваий связана одна стихира, она повторяется за службу 7 раз с удивительным постоянством:
"Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси, вземше Крест Твой, глаголем: благословен грядый во Имя Господне, осанна в вышних". Здесь говорится о том, что Господь собрал нас в Церкви и объединил благодатью Святого Духа. А дальше: "И вси, вземше Крест Твой, глаголем". Обычно ведь говорят о несении своего Креста. А как нам взять Крест Христов? Должно быть, здесь говорится о горячем сердечном стремлении всё разделить с Господом; мы встречаем Его: Господь грядет на вольную страсть и мы идём вместе с ним. Этот текст очень личный, он относится лично к каждому и в то же время объединяет всех, кого "благодать Святаго Духа собра".
Повторяется этот текст, конечно, не потому, что на протяжении стольких веков не нашлось человека, который бы сочинил ещё шесть стихир, чтобы восполнить богослужение, а потому, что текст этой стихиры очень важен. Знаете, как родители воспитывают ребёнка: я же тебе говорил, и вчера говорил, и сегодня опять говорю; повторяется то, что важно.
Неделя ваий примечательна также тем, что в этот день мы несём в храм распускающиеся ветки вербы. В Типиконе не упоминаются ни елки в Рождество, ни березки на Троицу, а вот в Неделю ваий полагается освящение ваий, и в очень важном месте службы - после Евангелия, по 50-м псалме.
Во время чтения 50-го псалма совершается каждение огромного снопа веток, которые затем должны раздаваться братии, но перед этим произносится специальная молитва на освящение ваий и они окропляются святой водой.
Конечно, это должны быть ветки финиковой пальмы, но у нас пальмы не растут. В это время на Руси обычно только-только зацветает верба, поэтому у нас это воскресенье получилось Вербным. Достойно внимания, что освящение этих веток совершается не перед службой и не после службы (где-то там, на задворках, когда все уже расходятся), оно совершается в самом центре службы, в самом ее сердце… чтобы сейчас, во время чтения канона каждый осязал их так, как осязал их народ, отроки, встречавшие Христа.
Этот момент свидетельствует о том, что праздник должен войти во всё наше существо - через зрение, слух, обоняние (когда мы чувствуем благоухание кадильного дыма) и даже осязание. Все наши телесные чувства, открытые для восприятия этой высшей, духовной реальности, помогают нам приблизиться к ней.
Божественная литургия в этот день совершается по чину Иоанна Златоуста.
Из Курса лекций по Литургике М.С. Красовицкой. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2014.
Фото Полины Павловой
|