Главная


Наш баннер

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

14 августа

Праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня (Медовый Спас) в Духосошественском кафедральном соборе


14 августа, в праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, в Духосошественском кафедральном соборе состоялась праздничная служба.
Божественную литургию совершил священник Сергий Ксенофонтов.
По окончании литургии настоятель храма протоиерей Сергий Догадин в сослужении священника Сергия Ксенофонтова, священника Сергия Выгодина и протодиакона Михаила Беликова совершил водосвятный молебен и освятил мёд нового урожая.

***

Поздравляя всех с праздником, отец Сергий Ксенофонтов в проповеди отметил, что прославляя Крест и поклоняясь Ему, мы поклоняемся животворящей силе, оставленной на Кресте, когда он стал жертвенником, на который возлёг Господь, чтобы принести себя в жертву за грехи всех людей.

Когда-то крест был образом казни, орудием казни, одной из самых бесчеловечных. Но на то и была воля Христова, чтобы там, где человечество достигло самой низшей точки потери своего человеческого образа, своей духовности, там, где человек убивал человека и даже не уподоблялся, а был хуже зверя, именно в этой точке Господь встретил несчастного человечка и спас его, вывел его из грехопадения и выводит каждого, кто соединяется с Ним в любви и благочестии.

Мы почитаем силу Божию на Кресте, на котором был распят Христос. Крест является основанием духовной жизни человека. Как говорится в Евангелии, если человек приобщится Кресту, понесёт свой крест, и Христос ему поможет, а человек склонит свою волю принять эту помощь, то состоится то, что должно состояться - спасение человека, то есть приобщение его к жизни вечной в Царствии Божием.

Почитание Креста в Византии совершалось следующим образом: частицу Креста Господня носили две недели по улицам из храма в храм, совершали молебны и поклонения. Самый великий город того времени в едином порыве почитал силу Господню, которая привела человечество ко спасению.

Сопрягая это с предстоящим постом, должны мы помнить, что наше духовное делание в посте подобно несению Креста. Как сказал Господь, должно войти нам в Царствие Божие узкими вратами, неся каждый свой Крест. Хотя Успенский пост пронизан Богородичными воспоминаниями, невозможно обойти вниманием Крестную силу. Каждый из нас, занимаясь молитвой, может видеть, как соединяются молитвы ко Христу и Божией Матери. Есть даже название этих молитв - ХристоБогородичные, в них почтение Кресту соединяется с почтением Божией Матери, которая послужила спасению человечества и была при том самом Кресте, на котором Господь принёс себя в жертву.

Также сегодня Церковь вспоминает семь мучеников Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима, Маркела, мать их Соломонию и учителя их Елеазара. Они пострадали во времена Ветхого Завета, когда Сирийский царь Антиох Великий пытался заставить иудеев отказаться от веры в Единого Бога и принять язычество. Многие колеблющиеся отстали от веры, только не семь братьев, и мать их Соломония и учитель Елеазар. Страшным мучениям были подвергнуты эти отроки и на глазах матери были убиты один за другим. Но имея укорененность в Господе и личное ведение о Нём, они не отказались от Него и явили величайшую веру. Ныне мы молили их о том, чтобы дух их крепости был и в нас, чтобы в спокойствии нашей жизни не потерять веру во Единого Господа нашего Иисуса Христа.

Также мы совершили ныне трогательный обряд освящения мёда. Неверующим наши обряды могут казаться странными. Но это только если вырвать одну часть из целого. В старину, когда человечество было более укоренено в сельском хозяйстве, начатки плодов освящались постоянно - в память о них остались праздники - Спасы: яблочный, медовый, ореховый. Христиане освящали начатки плодов в знак того, что жизнь наша, которая зависит и от питания, даётся нам Всевышним. Мы благодарны Ему. И освящение мёда есть то же благодарение. Оно означает, что мы возвращаем Богу часть плодов, не потому, что Бог в этом нуждается. Он нуждается в любви нашей, нашем послушании и смирении. Это свидетельство любви детей к своему Родителю. В молитве на освящение мёда мы проявляем эту трогательную любовь от всего сердца, благодаря Бога, что и в этом году Он не забыл нас и послал нам щедрой рукой всё, благопотребное в жизни этой.



Фото Полины Павловой






© 2011-2013 • Троицкое благочиние Саратовской епархии Московского Патриархата Русской Православной Церкви • hramysaratova@mail.ru