|
27 апреля Понедельник, Вторник и Среда Страстной седмицы. Богослужения в храме Сошествия Святого Духа
25, 26 и 27 апреля в Духосошественском храме совершались особые богослужения первых трех дней Страстной седмицы.
В Понедельник, Вторник и Среду Страстной седмицы на утрени поется Аллилуия с особым тропарем, который является самым ярким и самым известным текстом полунощницы. Это знаменитый текст:
"Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, его же обрящет бдяща; не достоин же паки, его же обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни, зовущи: Свят, Свят, Свят, еси, Боже, Богородицею помилуй нас".
Здесь соединяются две Евангельские притчи: о десяти девах, которые ждут жениха (Мф. 25: 1-13), и о рабах, которые не знают, когда придёт господин их (Мк. 13: 34), поэтому рабам нужно бдеть и счастлив (блажен) будет тот, кого Господин - Господь - обрящет бодрствующим, готовым. А дальше сразу обращение к себе, к своей душе: будь внимательна, иначе ты будешь предана смерти, воспряни и призови Господа.
Этот текст, поемый все три дня, как стук в двери наших сердец. И поется он "косно и велегласно" - медленно и громко, подобно тому, как на уроке проговаривается особо важный материал, чтобы все его услышали и усвоили.
На утренях этих дней после седальнов читается Евангелие (Мф. зач. 84; Мф. зач. 90; Ин. зач.41) - те места, где говорится о событиях, предшествующих Страстям, те притчи, которые Господь произносил перед самыми Своими Крестными страданиями (о двух сыновьях и о злых виноградарях, здесь же - обличение фарисеев и о проклятии смоковницы). Мы услышим то, что тогда слышал народ за несколько дней до Пасхи.
На утренях этих дней читаются особые неполные каноны: в Понедельник - трипеснец - канон из трех песней, во Вторник - двупеснец, и в Среду - трипеснец.
Фото
На третьем,шестом и девятом часах в эти дни должно быть прочитано всё Четвероевангелие.
На Страстной седмице происходит важная смена паримий. На шестом часе в Понедельник, Вторник и Среду читается паримия из книги пророка Иезекииля, а не из книги Исайи, как было в посту. Пророк видел Славу Божию и четырех существ - это были орел, лев, телец и человек. Эти четыре существа впоследствии стали пониматься как символы четырех евангелистов. Здесь возникает чрезвычайно интересная связь. Евангелисты повествуют нам об истощании Божества, о Его уничижении, Его покорении смертной человеческой природе, а паримии читаются из книги пророка, который зрел славу Божию. Явление славы Божией и вместе с тем явление истощания Божества - именно такое сединение важно для служб Страстной седмицы.
На вечерне первых трёх дней Страстной седмицы совершается Литургия Преждеосвященных Даров.
В эти три дня на Перждеосвященных читается Евангелие, которое определяет богослужебные темы этих дней. В Понедельник читается беседа Господа о кончине века (Мф., зач 98), во Вторник - несколько притч: о десяти девах, о талантах и о Страшном Суде (Мф., зач. 102), в Среду - рассказ о жене-блуднице, которая на вечере помазала миром ноги Христа (Мф., зач. 108). Эти Евангелия являются ключевыми для этих дней и определяют темы богослужений.
В Понедельник тема наиболее ярко выражена в кондаке: "Иаков рыдаше Иосифова лишения..." - богослужение уподобляет Иосифа Христу как невинного страдальца, проданного на погибель неправедными братьями.
Во Вторник мысль богослужения останавливается на Страшном Суде, и в кондаке говорится так:
"час, душе, конца помысливши, и посечения смоковницы убоявшися, данный тебе талант трудолюбно делай, окаянная, бодрствующи и зовущи: да не пребудем вне чертога Христова". Тут вспоминается и притча о талантах, и притча о десяти девах, и проклятие смоковницы - все, что сконцентрировано в Евангелии и развивается в богослужении.
Тема Среды - помазание жены-блудницы, и для этого дня в Триоди чрезвычайно интересные тексты. В стихах перед Синаксарем этого дня говорится так:
"Жена, полагающи телеси Христову миро,
Никодимов предприят смирналой".
Это помазание миром было предсказанием о смерти Христовой и Его погребении.
В Среду вечера последний раз стихословится Псалтирь, последний раз служат Преждеосвященную, последний раз читают молитву Ефрема Сирина; начиная с Четверга не кладут земных поклонов в храме (кроме как перед Святой Плащаницей).
Прожив первые три дня Страстной седмицы, мы стоим уже в преддверии важнейших дней церковного года.
Литургика. М.С. Красовицкая
|