Главная


Наш баннер

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

29 августа

Чин Погребения Божией Матери в Духосошественском кафедральном соборе Саратова

28 августа вечером, в попразднство Успения Пресвятой Богородицы, в Духосошественском кафедральном соборе Саратова был совершён чин Погребения Божией Матери. Его совершили настоятель собора протоиерей Сергий Догадин, протоиерей Владимир Семашкин, священник Сергий Ксенофонтов, священник Андрей Евстигнеев, священник Алексий Долгов, диакон Антоний Братушин.

После чтения 17-й кафизмы духовенство храма в сопровождении архиерейского хора и прихожан пронесли плащаницу Божией Матери крестным ходом вокруг храма.

О том, как возникло чинопоследование Погребения, рассказал после службы священник Андрей Евстигнеев:
"В нашем храме сложилась традиция, совершать чин Погребения Божией Матери в сам праздник Успения вечером.

Многие из тех, кто стал посещать храм в последние пятнадцать-двадцать лет, относятся к этому чину как к родному. В настоящее время он совершается практически повсеместно, хотя в дореволюционных руководствах по литургике, даже в начале 20 века, он ещё не упоминается.

В 19 веке наш знаменитый святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский много интересовался жизнью Востока. Он был одним из самых образованнейших людей своего времени. Наряду с блестящим богословским образованием митрополит Филарет хорошо знал древние языки, и даже их диалекты. Во время путешествия на Восток, он обратил внимание, что в Гефсимании в храме и ещё в нескольких монастырях Востока существует последование, нигде более неизвестное.

В Гефсимании (где молился о спасении людей Иисус Христос, и где окончила Свой земной путь Богородица), в храме Божией Матери сложился обычай готовиться к празднику Успения за несколько дней, особым образом. Перед плащаницею с изображением Успения Пресвятой Богородицы служились молебны и акафисты. Затем, накануне праздника она крестным ходом переносилась в каменную пещеру, на ложе Богоматери. Сама же служба погребения включала в себя 17-ю кафизму, каждый стих которой чередовался с тропарями. Затем этот чин стал включать в себя и другие стихиры, описывающие событие Успения, и постепенно он стал представлять собой подобие полного вечернего богослужения: канон праздника Успения, стихиры праздника Успения и свои собственные, чтение 17-й кафизмы с тропарями.

На Востоке при погребении человека было принято не просто читать псалмы и библейские песни, но и была чрезвычайно распространена практика так называемого плача. В российских деревнях и сёлах тоже было необходимым и традиционным - голосить у гроба умершего человека. Это не вызывало ни у кого изумления. Воцерковлением этой традиции надгробного плача и стало чтение 17-й кафизмы с тропарями в честь Успения Божией Матери.

- Ознакомившись с текстом, митрополит Филарет прекрасно понял, насколько он будет востребован в России, насколько душа русского народа отзовётся на этот не столько торжественный, сколько заупокойный чин.

Силами Московских духовных школ святитель Филарет перевёл его на современный русский язык 19-го века, а затем была сделана стилизация на церковнославянский язык.

- Так возникло чинопоследование, которое мы сегодня совершали.

Впервые митрополит Филарет ввёл его в церковную службу в Гефсиманском Черниговском скиту Троице-Сергиевой Лавры, куда он уезжал на лето. С одной стороны этот скит - верхний монастырь, красивый, с сохранившимся до наших времён огромным храмом, а с другой стороны это - подземный монастырь, о котором мало кто знает даже в наше время. Традиции там сложились очень строгие, аскетические - иноческое уединение, постоянная молитва, пост, запрет на празднословие.

В этом скиту, среди своих учеников и воспитанников Московских духовных школ митрополит Филарет впервые стал совершать Иерусалимское последование Погребения.

Молодые священники и монахи, будущие игумны, архимандриты и епископы, сначала воспринимали его с огромным удивлением, потом всё больше заинтересовывались, а после, уже в священном сане сами принимали участие в этом чине Погребения Божией Матери. Разъезжаясь по окончании духовных школ в свои епархии, они вспоминали удивительное моление в подземном монастыре. Так постепенно этот чин стал распространяться. До Великой Отечественной войны он оставался лишь местной традицией.

Ввод его в богослужебную практику можно отсчитывать с середины 1950-х годов, когда после войны начала возрождаться церковная жизнь. Появляются краткие литургические указания - каким должны быть возгласы, какой должен быть канон, стихиры.

Церковным уставом этот чин не регламентирован. Учитывая реальные возможности прихода, за настоятелем остаётся возможность совершать его на третий день после праздника Успения или же переносить на день раньше или позже".




Фото Полины Павловой






© 2011-2013 • Троицкое благочиние Саратовской епархии Московского Патриархата Русской Православной Церкви • hramysaratova@mail.ru