Главная


Наш баннер

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

2 ноября

Димитриевская родительская суббота

В 1380 году, в день Рождества Пресвятой Богородицы, 21 сентября по новому стилю (8 сентября по старому) на поле Куликовом произошла великая решающая битва с татаро-монголами. Битва эта далась русскому народу кровавой ценой. Наше войско стояло на поле Куликовом с сентября по ноябрь, пока не завершилось захоронение всех погибших, а было их несколько тысяч. Поэтому не уходили с поля боя до тех пор, пока не был погребен последний православный христианин, погибший в этом сражении. Основав на поле Куликовом монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, князь Димитрий Донской с великой честью и радостью вернулся в Москву. В память об этой победе было установлено поминовение усопших воинов.

Это древняя традиция, в календаре есть несколько таких родительских суббот: в память победы над шведами в Полтавском сражении, в память победы в Крымской войне во времена царицы Екатерины II, и в память победы в Великой Отечественной войне.

К ним мы присоединяем молитвы об упокоении всех от века усопших православных христиан. Молитва об усопших имеет величайшую спасительную силу. Много доказательств того, зачем это нужно делать. Есть прямое указание в Священном Писании, слова самого Спасителя. Есть множество подтверждений в житиях святых, в учениях святых отцов, в канонических правилах. Вот только одно доказательство, от противного: все отделившиеся от Православной Церкви, все сектанты, критикуют именно это установление - молитву об усопших. Подвергая спасение своей души опасности раскола и отвержения истины, эти люди находят себе утешение в убеждении, что нет никакой пользы в молитве за усопших. Тем самым, не признаётся действие Божественной благодати, всепроникающей и действующей везде, с одинаковой благостью и любовью в земной жизни человека и по его успении, в жизни уже загробной.

Мы же, православные точно знаем, что молитва за усопших имеет величайшую силу. Это проявление любви к тем, кто отошёл от нас. Для нас самих это самопроверка нас на православность. В своих помянниках мы должны бы видеть, что за упокоение имён намного больше, чем за здравие. К сожалению, искажение нашей духовной жизни таково, священники это видят, что за здравие записок подаётся больше. То есть направление ума людей о собственной участи - попечение о здравии, благополучии, обо всём, что называется земной суетой, больше, а вот молитва об упокоении отводится на второй план. Хотя должно быть наоборот. Потому что любовь наша должна быть порукой тем, кто отошёл от нас и помощью тем, кто сам себе уже помочь не может. Поэтому внимательно посмотрим на свои помянники как на проявление своей духовной жизни: сколько в них имён усопших. До какого колена мы их помним? Наши предки помнили до седьмого и более колена. В монастырях хранятся огромные помянники вечно поминаемых ктиторов и людей, которые позаботились о своей будущей участи. В них поминаются люди, записанные и в XVII, и в XII веках. Много-много лет спустя их имена поминаются у престола. Какую же надежду полагали наши предки о том, что их потомки будут молиться о них! Как они заботились о потомках, защищали отечество и умирали ради того, чтобы наше земное отечество помогало нам приобрести отечество небесное. Они защищали нашу веру, наши храмы, нашу землю, чтобы на этой земле, в этих храмах и монастырях их потомки молились о них. Поэтому очень важно молиться о них.

К сожалению, если спросить у молодых отчество их дедушек, окажется, что они не знают. Прадедов, третье поколение, уже не помнят. Это очень печально, это наш грех, за то, что мы так воспитываем молодое поколение, мы будем отвечать.

В этот день необходимо помнить о том, кого мы готовим себе в молитвенники, кто будет молиться за нас. Неужели, после нашей смерти пройдёт сорок дней, или год, или два, и могила наша зарастёт травой и время сравняет с землей не только видимое место нашего упокоения, но и наши потомки не вспомнят наше отчество, наше имя? Это плохой признак.

Мы должны воспитать тех, кто будет молиться за нас. Одним из результатов христианской жизни должно стать то, что кто-то молится за нас. Если не будет такого, напрасно мы жизнь прожили. Мы цвели как пустоцвет. Может, кто-то и восхищался нашей жизнью, но что толку от этой жизни, если некому молиться за нас? По-настоящему, прожил христианскую жизнь тот, за кого будут молиться. Не обязательно это будут дети или родственники по крови. О многих людях молятся до сих пор те, кто не связан с ними ни кровью, ни родственными отношениями. Верующие помнят такие имена как схиигумен Макарий, Иероним Санаксарский, Иероним Алатырский. Мы помним недавно преставившихся наших батюшек, Царствие им Небесное! Мы молимся о них. Молиться о них будут долго, годами и веками, а они не имели своих детей, у них были только духовные дети. Сила их веры была такова, что оставила наследие тем, кто молится за них. И наша сила веры должна быть такой, чтобы наша семья стала домашней церковью, воспитывающей тех, кто будет молиться за нас. Это очень важно. Господь спросит за это. Господь даровал нам детей как залог нашего продолжения. Сказано: "слава праведника и сила его в род и род" - из поколения в поколение, и "путь праведника благословится, а путь грешника погубится".

Дай Бог, чтобы наша душа принесла различные духовные плоды. И милостыня, и причастие, и покаяние, и пост - это очень важно. Но не забывайте о том, что ориентиром должно быть то, чтобы кто-то молился о нас. Кто сеет, тот и пожнет, кто любит, тот будет любим. Кто ищет Царствие Божие, того Господь и взыщет, и найдёт, и в Царствие Божие приведёт.

Да упокоит Господь всех наших усопших родственников! Аминь.





Священник Сергий Ксенофонтов
Проповедь в канун Димитриевской родительской субботы

Фотографии с панихиды накануне Димитриевской родительской субботы,
1 ноября 2013 года, в Духосошественском кафедральном соборе Саратова


© 2011-2012 • Троицкое благочиние Саратовской епархии Московского Патриархата Русской Православной Церкви • hramysaratova@mail.ru