|
9 февраля Праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Духосошественском кафедральном соборе Саратова
9 февраля, в неделю о мытаре и фарисее, праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, Божественную литургию в Духосошественском кафедральном соборе Саратова совершил настоятель протоиерей Сергий Догадин.
После Литургии настоятель храма в сослужении протоиерея Владимира Семашкина, священника Сергия Выгодина, священника Вячеслава Казанцева, протодиакона Михаила Беликова, диакона Сергия Харитонова совершил панихиду по всем пострадавшим в годину гонений за веру Христову.
По окончании богослужения отец Сергий обратился к собравшимся:
"В 6-й главе Апокалипсиса, с 9-го по 11-й стих, звучат такие слова:
"И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели.
И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?
И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число".
Дорогие братья и сестры, если представить себе, каким образом рождалась наша Святая Церковь, то мы видим, что, начиная с её Главы - с Господа Нашего Иисуса Христа, который пострадал и умер ради неё, дабы основать Её на камне, на Самом Себе, Церковь наша утверждалась в страданиях и испытаниях. Все апостолы Христовы мученически предстали пред Богом, обращая к вере людей. За ними последовали священники и миряне.
Но вот, дорогие братья и сестры, нам в десятом веке от Рождества Христова досталась Церковь уже созданная, мы приобрели её малой кровью, в отличие от стран, где в первые века христианства Церковь утверждалась на исповедничестве и мученичестве святых угодников, которых множество просияло в древности. Мог ли Христос оставить нашу Русскую Церковь без тех испытаний, которые посетили все Церкви? Наверное, нет. И вот XX век показал, что же стоит наша Церковь перед лицом Владыки Христа. В 1917-1918 годах проходит Поместный Собор, Божиим промыслом возобновляется Патриаршество в Русской Церкви. И ещё не зная того, что вскоре совершится, как бы пророчествуя о нашей Церкви, Собор установил по старому стилю 25 января или в ближайшее к нему воскресенье прославлять тех, кто в лике святых просветится как новомученик и исповедник Церкви Русской. Все мы прекрасно знаем, что совершалось в годы гонений, особенно после 1922 года, когда вышел указ об изъятии Церковных ценностей под видом того, что Россия голодает и нужно спасать людей. Из открывшихся документов известно, что это деяние правительства никак и ничем не помогло, а только лишь усугубило страдания людей, обрекая многих на мучения и смерть.
Начиная с 1922 года, Церковь Русская стала пополняться святыми новомучениками и исповедниками. Мы видим, что и доныне открывает Бог имена тех святых угодников, которые являют нам примеры своего исповедничества, страдальческого подвига и смерти, которые, предстоя Престолу Царя, молятся за нас.
Сегодня, совершая память всех новомучеников и исповедников Церкви Русския, мы молились о том, чтобы более всего Церковь сохранила веру в истинного Бога, сохранила то, что когда-то было вложено в сердца русских людей и всех подданных под омофором Русской Церкви. Сегодня мы просили у Бога, чтобы новомученики и исповедники Российские, непрестанно молясь о нас, даровали нам и нашей Церкви мир, и оградили Её от внешних нападок. Мы молились о том, чтобы их явный святой и добрый пример верности и стойкости укреплял в вере молодое поколение.
Также, дорогие братья и сестры, вчера мы слышали первое упоминание о Постной Триоди, в котором звучат слова, призывающие каждого христианина к покаянию. Примером для этого сегодняшнее Евангельское чтение приводит двух человек, которые, приходя в храм, обращаются к Богу: один хвалится, а другой, бия себя в грудь, молится о том, чтобы Бог простил его прегрешения. Господь показывает что тот, кто хвалится перед Богом, вышел из храма осужденным, а тот, кто воистину видит своё недостоинство перед Богом, раскаиваясь перед Ним, со слезами, бия себя в грудь, выходит из храма оправданным.
Обращаясь к самим себе, братья и сестры, можем ли мы быть уверены, что, подобно мытарю, всегда несём в храм на исповедь только лишь покаяние. Не живёт ли в нас тот же фарисей, который даже на исповеди своими заслугами пытается оправдаться перед Богом?
Зачем?
Эта притча указывает нам на пример христианского жития, которое мы должны проводить не только Великим постом, а в течение всей своей жизни. И тогда многие из тех вопросов, которые мы задаём себе, как, например, "почему это случается?", "почему со мной?", "почему именно я заслуживаю того-то и того-то?", сами собой отпадут.
Вместо того, чтобы идти за Христом, который указал, как нам жить, и что нам делать в этих обстоятельствах, смиряя себя, как Он смирил Себя до смерти, мы начинаем забегать вперед, и показывать Христу: "А ведь мы то-то и то-то сделали! Мы должны за это получить какую-то награду, мы не заслуживаем того, что Ты нам преподал в нашей жизни!".
Даже не то, чтобы хвалясь своими делами, а ещё и осуждая Христа, что по отношению к нам вовсе незаслуженно даёт тот крест, который мы несём в своей жизни. И если человек поступает дальше так же, он опускается до богохульства, и озлобившись на Бога, начинает совершать подлые дела, приготовляя себя к погибели и мучениям.
Вот сегодня, дорогие братья и сестры, Христос и хочет до нас достучаться и показать через мытарево смирение, что принимать всё, посланное нам в этой жизни, без ропота, без осуждения и есть истина перед Христом. Когда мы возьмем тот крест, который для нас Христос назначил, со смирением, с чувством достоинства, с верой во Христа и понесём его, смирившись перед волей Бога, мы поймём и откроем для себя тайну, что "иго Христово благо и легко есть"."
Фото Полины Павловой
|