Главная


Наш баннер

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР

В этой статье мы рассмотрим историю одного из величественнейших храмов Саратовской епархии — Александро-Невского кафедрального собора. Этот двухэтажный каменный храм располагался когда-то на том самом месте, где сейчас находится стадион «Динамо», и имел для саратовцев не только огромное духовное значение, как кафедральный собор, но также являлся для них символом великой воинской славы русского народа:Александро-Невский собор по особому промыслу Божию, строительство этого храма началось после победы над французами в войне 1812 года; именно в нём хранились знамена саратовского ополчения 1855 г.1, также как и знамена ополчений 1812 г.; здесь служились молебны перед отправкой войск на фронты Русско-японской и Первой мировой войн.

В 1785 году императрица Екатерина II пожаловала городу 15 тысяч рублей для постройки нового собора. Астраханским архиепископом Антонием (в те времена Саратов относился к Астраханской епархии) в связи с этим была выдана храмозданная грамота. Однако в течение долгого времени по тем или иным причинам постройка храма откладывалась. Пожалованная сумма же всё это время хранилась в приказе общественного призрения и к 1814 г., когда, наконец, началась активная подготовка к строительству новой церкви, она выросла до суммы превышающей 25 тысяч рублей.

29 июня 1814 года в Саратове был получен Высочайший Манифест о заключении мира с Францией. По этому случаю общество города Саратова составило акт, по которому предполагалось на площади, расположенной вблизи множества общественных мест, построить храм с двумя престолами. Главный престол должен был быть посвящён святому благоверному князю Александру Невскому, другой же престол предполагалось освятить в честь того святого, в день памяти которого император Александр I прибудет в Санкт-Петербург. Этот день пришелся на празднование в честь Архангела Гавриила. В этом же году была учреждена комиссия для постройки Нового собора. Её членами были назначены: гражданский губернатор А. Д. Панчулидзев, вице-губернатор Н. М. Заварицкий, коллежский советник П. И. Хомяков, надворный советник М. А. Устинов, купцы Каюков, Горбунов и Пулькин.

Строительство храма предполагалось начать с 1815 года и окончить в течение четырёх лет. По составленной согласно плану смете, на полную постройку и отделку храма требовалась сумма более чем 300 тысяч рублей. Все сословия саратовской губернии изъявили свою готовность жертвовать деньги на это благое начинание.

Заложен храм был 30 августа 1815 года. С этой целью ещё 27 августа вечером в Саратов прибыл преосвященный Афанасий, Епископ Пензенский и Саратовский, который при большом стечении народа совершил чинопоследование закладки храма. Это особое событие было отмечено тем, что весь день в городских храмах звучали колокола, а вечером в городе была устроена великолепная иллюминация.План Александро-Невского кафедрального собора

Император Александр I поддержал начинание саратовцев и назначил архитектором Василия Петровича Стасова. Собор был задуман Стасовым в стиле русского классицизма и представлял собой двухэтажное здание, украшенное с трёх сторон колонными портиками, со стороны алтарной абсиды также имелись колонны. Храм венчал низкий купол. Кроме верхнего главного храма был запланирован нижний углублённый в землю этаж с каменными сводами.

Ко времени начала строительства в саратовском приказе общественного призрения хранилось 51827 рублей, пожертвованных саратовским городским обществом. На эту сумму собор был выстроен вчерне. Строительство началось без участия Стасова, и когда уже были почти закончены наружные работы, 24 апреля 1824 года, проломив своды нижнего этажа, кирпичный свод купола с железной кровлей обрушился внутрь. Причиной падения явилось недостаточно прочное основание четырех колонн, на которых лежала тяжесть каменного купола. Милостью Божией, никто из рабочих не пострадал, так как обрушение произошло в восемь часов утра, когда они ещё только завтракали.

После этого события, своды были исправлены, колонны снова возведены, но купол теперь сделали более лёгким — деревянным. Благодаря новым пожертвованиям, сделанным по воззванию губернатора, строительство собора было завершено, и 28 марта 1826 года он был торжественно освящён архимандритом Спасо-Преображенского монастыря Арсением.

Храм представлял собой четырехугольное здание с полукруглым алтарем и тремя входными дверьми — Южными, Северными и Западными. Внутри по углам площади храма располагались четыре колонны, украшенные живописью священных исторических изображений. Стены собора были отделаны под мрамор. В верхнем храме главный придел был освящен в честь святого благоверного князя Александра Невского, второй придел, как и планировалось еще в 1814 году, — в честь Архангела Гавриила, третий предел был освящен в честь праведных Захарии и Елизаветы. В нижнем храме также было устроена три придела: центральный — в честь Воскресения Христова, боковые — во имя святителя Митрофана Воронежского и во имя святых великомучениц Варвары и Екатерины.

В 1840 году на средства жены коллежского советника Марии Федоровны Дмитриевой примерно в двадцати четырех метрах от собора была заложена колокольня по проекту губернского архитектора Т.В. Петрова. Колокольня была возведена в три яруса, ее купол имел 25,5 саженей2 в высоту и 9,3 саженей в ширину. Ее строительство обошлось в 70000 рублей ассигнациями. В 1842 году постройка колокольни была завершена.

В 1852 году городским головой почётным гражданином Львом Степановичем Масличниковым был разведен бульвар: половина площади, на которой стоял собор, была огорожена решётником в два ряда, пропущенным сквозь столбики, внутри этой загороди были рассажены липки, давшие впоследствии название любимому всеми саратовцами саду.

В Александро-Невском соборе, у правого клироса предела в честь Воскресения Христова, почивали два саратовских святителя: Преосвященный Евфимий (Беликов †  17 октября 1863 г.) и преосвященный Авраамий (Летинский †  23 октября 1893г.).

Как уже было сказано, Новый собор являлся одним из главных средоточий духовной жизни Саратовской Епархии: именно с ним связаны многие значительные не только духовные, но и гражданские события. Из первых можно привести в пример наречение и хиротонию архимандрита Палладия во епископа Вольского, Викария Саратовской Епархии, которые совершались здесь 5 и 6 декабря 1903 г. Торжества в честь этого события начались в Домовой (Крестовой) церкви при саратовском Архиерейском доме, а затем перешли в собор. Всенощное бдение совершал новонаречённый Епископ Палладий, литургию же и архиерейскую хиротонию возглавил Преосвященный Гермоген.

Из гражданских событий, связанных с Александро-Невским собором, необходимо упомянуть об отправке эшелонов саратовских новобранцев на германский фронт в августе 1914 г.: молебны о ниспослании помощи Божией, идущим на поле брани воинам совершались, конечно же, в соборе, главный престол которого освящён в честь великого князя и великого воителя земли русской.

Пришли годы лихолетья. Первое время после революции богослужения в храме продолжали совершаться регулярно. С 1910 по 1921 г. В соборе настоятельствовал магистр Казанской Духовной Академии, председатель Саратовского отдела епархиального училищного Совета Саратовского православного миссионерского общества и Совета Саратовского Иоанникеевского Епархиального училища, цензор проповедей протоиерей Петр Позднев, ставший впоследствии епископом Балашовским, викарием Саратовской Епархии; овдовев, он примет постриг, а 11 июля 1921 года — архиерейскую хиротонию. Став викарным епископом, он становится настоятелем Спасо-Преображенского мужского монастыря города Саратова, продолжая при этом служить и в Александро-Невском кафедральном соборе.

Начало двадцатых годов прошлого столетия ознаменовалось усилением обновленческого раскола, в частности Саратов стал одним из центров так называемой «Живой Церкви» — течения подобного толка. В общине собора происходит разделение, а 9 февраля 1924 г, в виду того, что среди причта — обновленцев уже большинство, Саргубисполком официально передает им храм. Теперь кафедральный собор становится целиком раскольничьим.

Большинство прихожан, тем не менее, не приняли новой веры — они понимали, что «Живая Церковь» организована с подачи советских властей, с целью учинения раскола среди верующих. Кроме всего прочего, резко негативное отношение обновленцев к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Тихону и другим видным иерархам, которые пользовались в среде верующих непререкаемым авторитетом, сослужило раскольникам плохую службу — обновленческие храмы начали пустеть, что давало советским властям желанный повод для их закрытия.

В 1926 -1927 годах из собора изымались различные ценности. К примеру, 10 марта 1926 года губернскому музею был передан находящийся в Александро-Невском кафедральном соборе сундук с 1500 старинными антиминсами, на основании того, что они якобы представляли собой значительный исторический материал для изучения времён колонизации края. 11 мая следующего года были изъяты пожертвованная императором Александром I священническая риза и ордена, принадлежавшие, по-видимому, саратовским архиереям.

Вскоре становится ясно, что власти начинают проводить политику, имеющую своей целью полное закрытие собора: общину верующих обязывают в кратчайшие сроки погасить задолженность за неуплату земельной ренты, налог со строения; обязывают их провести ремонт здания. При условии невыполнения этих требований, договор с общиной расторгался, и собор должен был быть закрыт.

Наконец, 18 декабря 1929 года на заседании президиума исполнительного комитета советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов Нижне-Волжского края был поднят вопрос о ликвидации Александро-Невского кафедрального собора. Основанием для такого решения послужило то, что собор находится в крайне запущенном состоянии, а община, несмотря на неоднократные требования, ремонт не производит. Однако более вероятной причиной такого поворота событий было желание руководства кафедры машиноведения института сельского хозяйства и мелиорации, который находился неподалёку от храма, использовать здание собора для размещения в нём подсобных помещений и установки там образцов сельскохозяйственной техники, имеющих опытно и учебно-показательное значение для практических занятий в институте. Со стороны Краймузея, у которого собор числился на учёте, возражений по этому ходатайству не последовало, и, так как в Саратове на тот момент имелось ещё пять обновленческих церквей, здание храма решено было передать институту. Так народная святыня была превращена в ангар для сельскохозяйственной техники.

Однако это решение касалось только верхней, основной части собора: полуподвальная часть несколько раз передавалась то одним, то другим организациям, причём ни одна из них не пользовалась ей более-менее продолжительное время. Наконец на заседании строительной комиссии 22 марта 1932 года был вынесен окончательный приговор: было решено разобрать колокольню и корпус Алексадро-Невского кафедрального собора. С этого времени и до начала сороковых годов его здание постепенно демонтируется.

Есть все основания полагать, что на территории нынешнего стадиона «Динамо» до сих пор покоятся останки двух вышеупомянутых архиереев: сохранились свидетельства очевидцев, которые, будучи детьми, пробирались в нижнюю часть здания уже закрытого храма и видели там их гробницы.

После Великой Отечественной Войны, было принято решение о строительстве стадиона, который и располагается сейчас на месте, где стоял Александро-Невский кафедральный собор — святыня Саратовского края.

По особому промыслу Божию, начиная со своей постройки, которая началась после победы над французами в войне 1812 года, и заканчивая последними годами своего существования, когда в 1942 году на оставшейся части собора было установлено два зенитных орудия для отражения бомбардировок фашистской авиации, этот величественный храм служил олицетворением торжества воинской славы русского народа, силы духа, веры в помощь Божию, готовности по слову Господа нашего Иисуса Христа, положить душу свою за друзей своих (Ин. 15:13). Его небесный покровитель — святой благоверный князь Александр Невский, неизменно помогал всякому, приходящему сюда с надежной и упованием, обрести под ногами незыблемый камень веры Христовой.

Иерей Максим Саулов

© 2011-12 • Троицкое благочиние Саратовской епархии Московского Патриархата Русской Православной Церкви • hramysaratova@mail.ru