Главная


Наш баннер

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Преподобный Антоний Оптинский

Родился преподобный Антоний, в миру Александр Иванович Путилов 9 (22) марта 1795 года в благочестивой и глубоко верующей семье, и, как и старший брат, тяготел с юности к духовной жизни. В 14 лет после смерти отца, Александр переехал в Москву и стал служить комиссионером у откупщика, а в свободное время посещал церкви и монастыри. Во время Отечественной войны 1812 года он попал в плен к французам. В одном из писем преподобный Антоний так вспоминал об этом

"…в 1812 году, когда я со многими был у французов в плену, весь ограблен, всего лишен, в одной рубахе и босиком в поле, без пищи; ибо несколько дней не было в брюхе ни хлеба ни зерна, питался капустою с огорода, в сентябре под открытым небом, на земле были лужи, и сверху поливало. Вот я, грешный, в то время, не видя ниоткуда ни избавления, ни утешения, и помыслил: "Господи! неужели и у Тебя такие будут для грешных мучения, какие теперь постигли нас?" Но адовы муки совсем не такие, т. е. если бы все скорби, болезни и несчастия со всего света собрать в одну душу и свесить, то адовы муки несравненно тяжелее и лютее; ибо геенны огненной и сам сатана страшится. Но нам немощным здешние муки зело невыносимы, ибо дух наш иногда и бодр, а плоть всегда немощна".

В 1816 году Александр тайно оставил мир, удалившись в рославльские леса, где подвизался его старший брат Тимофей (впоследствии преподобный Моисей Оптинский), и 15 января 1816 года стал послушником. Александр ревностно исполнял различные послушания: был будильщиком братии, рубил дрова, трудился на огороде, ежедневно вместе с братом вычитывал всю церковную службу. Из благоговения стоя переписывал полууставом творения святых отцов. В 1820 году, в праздник Сретения Господня, юноша был пострижен в монашество с именем Антоний в честь преподобного Антония Великого. Его восприемником при постриге и духовным отцом стал старший брат, преподобный Моисей, к которому всю жизнь Антоний сохранял послушание и почтительность. Не всегда Александру удавалось примириться с суровым обращением брата:

"Проходя эти послушания, вспомнил я однажды прежнее свое житье и поколебался мой помысл. "Сверстники мои,- подумал я,- считают капиталы, а я вот чем должен заниматься!" Но скоро зазрел себя, стал скорбеть, что осмелился мысленно пороптать на своего старца; с стыдом исповедал ему свой помысл, и по приличном наставлении получив прощение, принял оное как от самого Господа, и с великою радостью продолжал понуждать себя в терпении переносить труды пустынной жизни... Так-то, без смирения в духе спастись невозможно!"

Внутренняя борьба, самопонуждение, молитва постепенно обрабатывали душу послушника, очищая ее от грехов, раскрывая для действия благодати.

В 1822 году Антоний был определен в число братии скита при Оптиной пустыни, настоятелем которого стал преподобный Моисей. Вместе с братом Антоний принимал участие в строительстве скита. После назначения преподобного Моисея настоятелем Оптиной пустыни, преподобный Антоний в тридцать лет был определен начальником скита.

В 1836 году у отца Антония от утомительных трудов открылась тяжелая болезнь ног, которая причиняла ему жестокие страдания до самой кончины. Ноги его до колен были покрыты ранами и порой сильно истекали кровью. Сокровенным монашеским подвигом преподобного Антония было несение через всю жизнь этого креста тяжелого, продолжительного недуга.

В 1839 году, епископ Калужский Николай назначил его настоятелем Малоярославецкого Николаевского монастыря. Преподобный Антоний управлял монастырем, зачастую оставаясь прикованным к постели, однако был вынужден сам ездить в Москву на сбор пожертвований в пользу обители. Отец Антоний неоднократно просил уволить его на покой, но лишь в 1853 году, по ходатайству святителя Филарета, эта просьба была выполнена, и преподобный Антоний вернулся в скит Оптиной пустыни, где прожил еще двенадцать лет. В течение этого времени он жил в Оптиной пустыни как лицо, находящееся на покое, и не вмешивался во внутренние дела монастыря и скита и даже избегал давать советы. Только утешал в скорбях приходивших к нему.

Наконец сбылось давнее внутреннее стремление отца Антония к молитвенной жизни, свободной от бремени начальствования и связанных с ним забот. В это время уже открылись многие его дарования - прозорливости, исцеления, духовной рассудительности. Но он свое служение нес прикровенно, никогда не стремился сам давать советы, только если к нему обращались. По воспоминаниям, он обладал еще и даром утешения, очень жалел человека, если видел, что он находится в скорби, и обязательно старался поддержать. Вот как вспоминает о нем отец Климент (Зедергольм):

"Он не отчаивался ни в чьем исправлении, и умел воздвигать людей нерадивых и малодушных, и как бы кто ни упадал духом, всегда успевал беседами своими вдохнуть благонадежие. В советах же и наставлениях своих был крайне осторожен и указывал на слова святого Исаака Сирина, что надо с людьми обходиться как с больными и успокаивать их наиболее, а не обличать, ибо это больше их расстраивает, нежели приносит им пользы... Незаметно и нечувствительно привлекал отец Антоний всех к сознанию душевных своих немощей... Никогда он не старался насильно убедить кого-нибудь,- назидания свои предлагал не в виде заповеди, а более намеком или в виде дружелюбного совета. А если кто сделает возражение, то старец сейчас и замолчит".

Хотя отец Антоний всех направлял к старцам, многие обращались за советом и к нему, зная о его духовных дарованиях. Он мог разрешить проблемы и недоумения человека еще до того, как тот успеет изложить ему свои скорби.

Один частый посетитель Оптиной рассказывал, что как-то впал в большое уныние - и вдруг получает письмо от старца Антония, где тот утешает его и советует почитать житие одного святого. Когда же он нашел это житие, обстоятельства, описанные там, в точности совпадали с теми, из-за которых он не находил себе места, что утешило и поддержало его, а вскоре и ситуация благополучно разрешилась.

Был у старца Антония и дар видеть душу человека, скрытые грехи, который тот сам не осознавал или боялся признать. Старец был особорован за 17 дней до кончины, когда телесные силы еще не совсем оставили его. Приобщался же Святых Таин в последнее время ежедневно и пребывал в непрестанной молитве. В августе 1865 года наступил последний день жизни многострадального преподобного Антония. Вечером, во время всенощного бдения, умирающий вдруг потребовал, чтобы к нему пригласили настоятеля. Как истинный послушник, он и в последний путь не хотел отправляться без настоятельского благословения. Исполняя беспрекословно волю умирающего, настоятель преподобный Исаакий благословил его и простился с ним уже навеки.

Погребен преподобный Антоний в Казанском соборе монастыря рядом с преподобным Моисеем. В 1996 году причислен к лику местночтимых святых в Соборе Оптинских старцев. Прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года для общецерковного почитания. Покоится в Казанском соборе Оптиной Пустыни рядом с любимым братом и духовным отцом, преподобным Моисеем.

Официальный сайт Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь
www.optina.ru


Частицы святых мощей преподобного Антония Оптинского есть в двух саратовских храмах - в храме во имя Всех Святых, в Земле Российской просиявших, и в Свято-Алексиевском женском монастыре, где пребывают ковчеги с частицами мощей преподобных Оптинских старцев.




Духовные наставления преподобного Антония Оптинского:

...Сердце и устне, благодарящие Бога за все, привлекают к себе милостивое благоволение Его, а ропотливых не терпит Бог, аще не накажет.

Молитвословие церковное толикую имеет силу и важность, что церковное едино "Господи, помилуй" превосходит все келейные духовные упражнения; и потому-то святые отцы, предстоя во святом храме, воображали, что они предстоят на небеси пред Престолом Божиим.

Если оставить церковную службу и келейную молитву, то душа ощущает холодность ко всему доброму и наполняется всяких нечестивых мыслей, о которых и пересказать бывает стыдно.

Кто не умеет сам смиряться, того впоследствии будут смирять люди; а кого не смирят люди, того смирит Бог.

Гордость любит иметь преимущество перед всеми, а смирение ни с кем себя не сравнивает, считая себя хуже всех.

Для горделивых укорение - нож острый, а для смиренных - находка богатая.

...Не унывай, а на Господа Бога уповай, Который того ради и сотворил нас, чтобы вас спасти.

Всеми силами противься сему лютому дьяволу (унынию) молитвою смиренной, удалением от празднословия, чтением божественных книг и терпением во искушениях, и побежит от тебя.

Кротость и смирение такие добродетели, без которых не точию Царствия Небесного наследовать, но ни счастливым быть на земли, ни душевного спокойствия ощутить в себе невозможно...

Богом определено, чтобы каждый человек имел в жизни сей какой-либо крест, т.е. прискорбие душевное, который должен он благодушно несть...

Какое бы ни постигло тебя огорчение, какая бы ни случилась тебе неприятность, ты скажи: "Стерплю это я для Иисуса Христа!" Только скажи это, и тебе будет легче.

Как бы человек осторожно себя ни соблюдал, но весьма редко проходит, чтоб юности своей чем не запятнал. Пятна же оные ничем столь скоро не изглаживаются, как устным исповеданием.

Надобно ведать и сие, что где любовь бывает по Бозе, то тамо недремленно диавол старается расторгнуть союз сей святой и посеять неудовольствие...

Когда, по слову апостола Павла, спасется жена чадородия ради, то и муж спасется.

...Продолжение жизни, невзирая на случающиеся с нами болезни, скорби и многие огорчения, есть продолжение милости Божией к человеку, за которую и должен он из глубины души своея благодарить Господа Бога!

© 2011 • Центральное благочиние Саратовской епархии Московского Патриархата Русской Православной Церкви • hramysaratova@mail.ru