Главная


Наш баннер

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Зодчество духовное

Слово в день памяти святых мучеников Флора и Лавра

И пошел дождь, и разлились реки,
и подули ветры, и устремились на дом тот;
и он не упал, потому что основан был на камне.

Мф. 7, 25

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие во Христе братья и сестры!

Бог - Творец и Создатель всего существующего - призывает и человека к созиданию. Люди строят дома и храмы, воздвигают селения и города, прокладывают дороги, наводят мосты над быстрыми реками, расширяют горизонты науки, изобретают машины, создают произведения искусства. Так человечество обустраивает и обживает земной, временный мир. Эта деятельность законна и необходима, ибо изначально человек, как любимейшее создание Всевышнего, имел высокое предназначение - к сотворчеству с Самим Богом в устроении материальной вселенной. Лишь грехопадение, исказившее человеческую природу, приводит порой людей к разрушительным для окружающего мира действиям, а созидание во славу Божию всегда прекрасно, светло и свято. Но нельзя забывать, что этот искаженный мир смертен: Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят (2 Пет. 3, 10). Единственный непреходящий смысл наших добрых дел в том, что ими украшается наш собственный внутренний мир - мир наших бессмертных душ. Это есть священное созидание для вечности: добродетельный человек становится живым храмом, в который вселяется и где обитает Сам Вселюбящий Бог. Нет ничего прекраснее такого строительства, краеугольным камнем которого является Христос Господь. Тому, кто по заповедям Спасителя выстроил, очистил и украсил храм своей души, не страшны ни ливни греховных соблазнов, ни ураганы испытаний, ни бурные потоки времен, - во веки веков не упадет живой дом Божий, потому что основан был на камне (Мф. 7, 25). Высший род человеческого творчества есть зодчество духовное, - и поистине искусны и мудры те строители которые устрояют из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносит духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом . Они - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет (1 Пет. 2, 5, 9).

Такими премудрыми зодчими собственных душ были святые Флор и Лавр, родные братья по плоти и духу. Единою любовью ко Христу Спасителю дышали они, подвизаясь в делах богоугождения и милосердия. По ремеслу они также были строителями, возводили дома и дворцы, в этом ремесле достигли совершенства. Слава об их мастерстве распространилась по всей Иллирии (этот обширный край на Балканах был тогда провинцией Римской империи, в новые времена там возникло государство Югославия). Святые братья-строители пользовались всеобщим уважением, их труд высоко оплачивался. Они могли бы провести свою жизнь в покое и довольстве, принося пользу ближним и обществу, взращивая свои души для вечности тихим житием во всяком благочестии и чистоте. Но в ту эпоху, во II веке по Рождеству Христову, вера в Господа Иисуса считалась в Римской империи государственным преступлением.

В соседней с Иллирией области затевалось сооружение грандиозного языческого капища. На это строительство правитель Иллирии Ликион направил лучших зодчих своей провинции - святых Флора и Лавра. Поклонникам Истинного Бога было приказано возвести здание для мрачных обрядов бесослужения. Они приступили к делу. Святые братья, очевидно, понимали, что это строительство будет для них последним. И дотоле ревностные в благочестии, теперь они стали проводить житие христианских подвижников-аскетов. Днем святые Флор и Лавр усердно трудились на стройке, а ночи посвящали молитве: Господь укреплял их, высота души этих воинов Христовых помогала им превозмогать телесную усталость. И строжайший пост не ослаблял крепость их рук, а окрылял души святых братьев, помогая им творить красоту. Начальник радовался при виде того, как успешно и скоро идет строительство, каким прекрасным обещает стать заказанное им здание, и щедро платил за работу трудолюбивым зодчим. Но на свои нужды святые братья-аскеты тратили ничтожно мало, а остальные деньги употребляли на дела христианской любви: помогали обездоленным. По слову Жития, святые Флор и Лавр пищу принимали в малом количестве, зато обильно кормили голодных и бедных. В жестоком и эгоистичном языческом мире подобная доброта казалась поразительной: благодеяния святых братьев привлекали к ним человеческие сердца, согретые их любовью бедняки хотели приобщиться к тайне их жития - тайной же их было Учение Вселюбящего Спасителя.

Людям искусства знакомо состояние, которое они называют вдохновением, - в этом состоянии художник создает свои произведения с особенной легкостью, радостью, как бы по внушению извне, с некоей окрыляющей помощью. Источник художественного вдохновения действительно таится в мире духовном: однако не только светлые Ангелы могут споспешествовать в создании красоты, но и духи злобы нередко выступают "вдохновителями" к облечению лжи и порока в привлекательные формы искусства. (По замечанию Г. К. Честертона, немало шедевров искусства вышло из мрачных мастерских преисподней.) Люди духовно незрячие или неразборчивые в своем творчестве могут принять и адское содействие. Но святые Флор и Лавр обладали острым духовным зрением и видели воочию помощь в своей работе от Ангела Божия.

И вот наконец святые братья завершили свой вдохновенный труд. Есть сказание о том, что лебедь перед смертью поет необычайно прекрасную песню. Лебединой песней художника называют лучшее его произведение. Такой предсмертной песней лебедя для святых Флора и Лавра стало возведенное ими здание: стройное, гармоничное, величественное. Но этому их творению предстояло поругание: под его сводами должны были водвориться идолы, перед которыми языческие жрецы вместе с невежественным народом стали бы совершать бесовские действа. Такого верные Господни допустить не могли.

Святые Флор и Лавр созвали христианскую общину, освятили новопостроенное здание во имя Христа Спасителя, поставили в нем к востоку Честной Крест. Не языческой кумирней, а храмом Бога Истинного стало творение святых строителей. Всю ночь христиане молились в этом прекрасном храме, и во время молитвы сошел свыше Свет неизреченной Небесной славы и наполнил храм дивным сиянием. Наутро воины Христовы отправились к сараю, где стояли приготовленные для внесения в их храм идолы, и разбили статуи языческих божков на мелкие кусочки.

Возмущенная толпа идолопоклонников схватила христиан и привела их на суд к начальнику. Этот чиновник вынес приговор, и триста верных Христовых, в их числе и бывший языческий жрец Мамертин со своим прозревшим сыном, были сожжены на кострах. Святые Флор и Лавр как "особо важные государственные преступники" были отосланы к наместнику Иллирии Ликиону, и он приказал бросить святых братьев в пустой колодец и заживо засыпать самым тяжелым, что есть на свете, - землей.

Через полтора столетия явилась слава, которой увенчал Господь доблестных святых страстотерпцев Флора и Лавра не только в Небесном Царстве, но и в этом мире. Тела их были обретены нетленными и торжественно перенесены в тогдашнюю столицу христианского мира - Константинополь. Кровь святых Флора и Лавра окропила и освятила ту землю, на которой впоследствии расцвела, прославилась великим мужеством, просияла неисчислимым созвездием добропобедных мучеников Православная Сербская Церковь. В сердцах всех, кто исповедует Христово Православие, особенно же среди славянских народов, живет неумирающее почитание святых мучеников Флора и Лавра - утренних звезд христианства на славянской земле, первых известных нам страстотерпцев Господних в славянских пределах. И на Руси подвиг святых братьев также исстари запечатлевался на множестве икон, в их честь освящались храмы, верующие прибегали и прибегают за Небесной помощью к Богомудрой двоице, иже усердно Троицу Несозданную ясно проповедаста всем, темже пострадавше до крове, и венцы пресветлыми увязостеся.

На земле святые Флор и Лавр могли прожить долго, жить в богатстве и славе. Созданный ими шедевр архитектуры мог сделать братьев-строителей знаменитыми на всю Римскую империю, они могли получать заказы в крупнейших городах, возводить одно за другим прекраснейшие здания; поныне суетный мир восхвалял бы их как гениальных художников. Но святые братья предпочли этому мирскому благополучию мученическую смерть. В созданном ими храме было совершено всего одно всенощное бдение, - потом, видимо, рассвирепевшие язычники стерли с лица земли творение боговдохновенных зодчих. Святые Флор и Лавр оставили по себе иную память - честные мощи свои, храмы своих тел, освященные душевным величием и потому нетленные.

Святые Флор и Лавр были наделены большим художественным талантом, высоким разумом, любвеобильным сердцем - и всем этим своим достоянием ревностно служили Богу и ближним. Отринув суетную мирскую славу, они удостоились славы истинной - такой, о которой святитель Московский Филарет говорит: Слава - не призрак, но вечная молния вечного света, все озаряющая и никого не поражающая. Такова слава угодников Божиих - в отличие от мирской славы, умножающей в этом мире соблазн и грех, дым которой развеивается ветром времен.

Большой талант, как все дары Божии человеку, является великим благом. С помощью такого дарования праведник может просиять в Небесах и на земле, как сияют нам светлые гении - святые зодчие Флор и Лавр, святитель-проповедник Иоанн Златоуст, преподобный иконописец Андрей Рублев и множество других истинно боговдохновенных творцов. Но большой талант скрывает в себе и грозную опасность: его носитель может возгордиться, приписать дар Божий собственным заслугам и в погоне за мирской славой не только погубить собственную душу, но и нанести огромный вред душам множества людей. Художник по своему произволу может вложить в свое творение истину или ложь, Божественную красоту или диавольский соблазн, сладчайший мед христианской любви или приторный яд порока. Земная история человечества помнит имена множества гениев от искусства, но увы! Как часто такие богато одаренные люди несли миру не добро, а зло. По слову Священного Писания, в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть (1 Кор. 3, 13).

…Творцы духовной культуры и искусства редко имеют такую шумную известность, как мирские гении, хотя превосходят их в глубине мысли, познании тайн мироздания, постижении человеческой природы, а часто и в художественном мастерстве. Дело в том, что истинная христианская духовность сложна для восприятия греховным рассудком: она не забавляет и не развлекает человека, а требует от него труда над собой, содержит болезненный для закоренелого грешника призыв к покаянию… Не случайно словом "прелесть", которое для православного сознания имеет сугубо отрицательный смысл (прелесть бесовская), в миру обозначается нечто "привлекательное и милое". Л. Н. Толстой больше всего вреда принес даже не своими богохульствами и неуклюжими попытками стать ересиархом, а романом "Анна Каренина", в котором прелюбодейство описано столь ярко и привлекательно, что вызывает горячее сочувствие у читателя, не просвещенного Светом Христовой истины, и тем вводятся в соблазн малые сии …Французский литератор маркиз де Сад упивался бесовским наслаждением палачества: от его имени произошел термин "садизм". (Под старость де Сад, лишенный возможности истязать людей, развлекался тем, что срывал прекрасные цветы роз и бросал их в грязь.) …

Каждому человеческому сердцу дарован величайший талант: талант любви к Богу и ближним. Каждый делами благочестия, подвизаясь в посте и усердствуя в молитве, может взращивать в душе боголюбие. Каждый делами милосердия, добрыми делами и словами, любовным отношением к людям может взращивать в себе христианское человеколюбие. Это делание есть следование двум заповедям любви, которые, по слову Господа Иисуса, являются главнейшими во всем Завете Божием. И для этого священного делания талант есть у каждого.

Само время нашей жизни - это тоже талант, великий дар нам от Бога. Драгоценные годы, дни, часы мы должны не растрачивать попусту, а подвизаться в очищении душ своих, чтобы в нас вселился и в нас обитал Дух Святой. Если мы свои таланты, маленькие или большие, используем для спасения своей души, на благо ближним и на служение Господу, о нас можно будет сказать словами Апостола: вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас (1 Кор. 3, 16).

Святые Флор и Лавр дарованный им от Бога талант посвятили Богу. Боголюбивые сердца свои они очищали постом и бдениями, окрыляли молитвами. Земные богатства свои они употребляли на дела милосердия, благотворя бедным. Святой любовью своей и богомудрыми речами они просвещали людей, обращая их ко Христу Спасителю. С помощью художественного своего таланта и трудолюбия возвели они прекрасный храм Господень. Своим христианским мужеством противостали они поруганию святыни, победили страх перед пытками и казнью - и просияли в Небесном Царстве в мученических венцах.

Прибегнем же к Небесной помощи святых страстотерпцев, да укрепят и направят в спасительных благих делах нас, воспевающих: Яко благочестия мученики и страдальцы Христовы богомудренны, вселенная почитает Флора и Лавра днесь: яко да улучим благодать и милость молитвами их, и избавимся бед и напастей, гнева же и скорби в день Судный.

Аминь.

Митрополит Омский и Таврический Владимир (Иким)
Проповеди


© 2011-2014 • Троицкое благочиние Саратовской епархии Московского Патриархата Русской Православной Церкви • hramysaratova@mail.ru