Главная


Наш баннер

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

24 апреля

Святой великомученик Георгий Победоносец

Подвигом добрым подвизался еси страстотерпче Христов верою, темже и венец приял еси победы.
Из тропаря святому великомученику Георгию.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Каждому из нас близок и дорог образ светлого юноши на белом коне, поражающего копьем чудовище. Во всех концах земли Российской сияет лик святого Георгия Победоносца, слышится звонкая поступь его скакуна – нет епархии, где во имя его не созидались бы храмы, не прибегал бы к его заступничеству с теплой молитвой народ православный. Святой Георгий явился Небесным покровителем мудрых и храбрых князей, собирателей Русской державы. Его победа над змием стала гербом первопрестольной Москвы, символом Святой Руси. Даже бездуховность нынешнего века не затуманила образ светлого воина Христова в памяти народной: знаменитая новгородская икона святого Георгия Победоносца воспроизводилась во множестве книг по искусству, в школьных учебниках. Выходец из Сирии, римский полководец, святой великомученик Георгий совершал свои земные подвиги вдали от нас, но богатырство и удаль, мужество и стойкость сделали его родным духу славянского благочестия.

Имя Георгий в переводе с греческого означает «земледелец». Святой Георгий Победоносец не сеял зерно и не собирал урожай, его ремеслом был ратный труд – и все же он был великим земледельцем пред Господом. Не железным своим копьем, хоть и грозным для врагов, снискал он вечную славу – нет, копьем духовным, непобедимым оружием веры возделывал святой Георгий нивы человеческих душ, собирая обильную жатву, во множестве выводя людей из языческого мрака к Свету Христову. Так, одним своим деянием – победой над свирепым змием – обратил он к Богу Истинному огромный город Бейрут.

Победа святого Георгия над бейрутским чудовищем, строго говоря, не являлась чудом – это был просто подвиг мужественного воина. Скорее всего, поселившийся близ Бейрута «дракон» принадлежал к почти исчезнувшему виду пресмыкающихся, подобных которым и в наши дни изредка встречают мореплаватели, а еще несколько десятилетий назад такого «змия» не раз видели в водах шотландского озера Лох-Несс. Но бейрутская рептилия, несомненно, была особенно страшной тварью: войско сирийцев, известное своей храбростью, при виде этого змия испытало суеверный ужас и не осмелилось с ним сразиться.

Чудовище терроризировало всю округу, похищало и пожирало людей, так что в городе постоянно были скорбь, печаль, вопли и плач великий. Будучи язычником, царь Бейрута обратился за помощью к своим лжебогам – и бесы, вещавшие в идольских капищах, дали ему гнусный совет приносить змию человеческие жертвы. С тех пор жители города стали ежедневно выводить на берег озера, где обитало чудовище, кого-нибудь из своих сыновей или дочерей, и змий беспрепятственно лакомился человечиной. Царь был наделен чувством справедливости: в список тех, кто был обречен платить чудовищу жуткую дань, он включил и собственную семью. И вот однажды страшный жребий пал на единственную дочь царя. Долг перед народом, как понимал его царь, заставил его превозмочь скорбь отцовского сердца, а юную царевну – безропотно пойти на смерть.

Горожане совершили ставший уже обычным тоскливый обряд – девушку в праздничных одеждах вывели на берег озера и оставили там. В одиночестве, горько рыдая, ждала несчастная, что вот-вот появится чудовище, раскроет страшную пасть, начнет рвать когтями и пожирать ее тело. Внезапно она услышала цокот копыт и сквозь слезы увидела незнакомого воина на коне, молодого и красивого. «Для чего ты здесь стоишь и о чем плачешь?» – спросил юноша у обреченной в жертву змию.

Эта встреча не пробудила в сердце царевны никаких надежд. Что мог сделать один всадник там, где оказалось бессильным все войско Бейрута? Со своей неминуемой гибелью она смирилась, но ей стало жаль доброго и прекрасного незнакомца. Беги скорее отсюда на своем коне, чтобы не погибнуть вместе со мной, – сказала она молодому воину. Но всадник не уезжал. Тогда она, страшась уже не за себя, а за него, пытаясь уберечь незнакомца от напрасной и лютой смерти, стала торопливо говорить о чудовище, которое вот-вот появится здесь, то и дело прерывая свой рассказ и заклиная юношу: Беги! И меня не спасешь, и сам погибнешь!

Однако юноша не собирался бежать, не страшился змия-людоеда. Это был святой Георгий – не просто отважный солдат, но воин-христианин, служитель Бога Вселюбящего. Сын христианского мученика, он помнил, как светло и радостно принял кончину за веру его отец, и не боялся смерти. Сын благочестивой матери, он с детства всей душою воспринял Учение Божественной Любви, заповедующее помогать слабым и обездоленным. Святой Георгий твердо знал обетование, которое Господь дал верным Своим: На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона (Пс. 90, 13). Ни земные чудовища, ни адские полчища не пугали святого Георгия Победоносца, и он сказал несчастной царевне: Не бойся, девица, потому что я именем Господа моего Бога Истинного спасу тебя от змия.

Девушка не поняла его слов и не поверила им. В это время из воды показалось чудовище, и она закричала: Беги, человек, вот змий уже идет!

Но тверже скалы встал на пути змия-губителя светлый всадник на белом коне. Верным был глаз, крепкой рука, острым копье святого Георгия – но воистину непобедимым было оружие веры Христовой, облекавшее душу Победоносца. То, что оказалось не по силам многочисленному бейрутскому войску, легко и просто совершил один воин Бога Всемогущего. Копье святого Георгия вонзилось в гортань змия, белый конь попрал рептилию ногами.

Да, чудовищный змий оказался уязвимым для земного оружия. Но подвиг святого Георгия был истинным чудом – чудом христианского мужества, ибо во всем языческом мире не нашлось столь отважного воина, способного дерзнуть на подобный поединок, ибо страх всегда властвует над заблудшими душами.

По повелению святого Георгия спасенная им царевна связала раненое чудовище, и гроза всего края, змий-людоед заковылял вслед за ней, влекомый девичьей рукой. Так они вошли в город: девушка, ведущая чудовище, и святой Георгий. Горожане, поначалу в ужасе разбегавшиеся в стороны, наконец поняли, что произошло, – и возликовали. Посреди города святой Георгий мечом отсек голову змия, тушу его сожгли.

А затем в освобожденном от страха Бейруте святой Георгий проповедовал Христа Спасителя, милостью Которого был совершен этот подвиг. Затаив дыхание, внимали горожане благой вести о Сыне Божием, сошедшем с Небес и принесшем Себя в жертву ради спасения людей, учившем милосердию и любви, призывающем верных к Вечной жизни. Жители Бейрута, познав Бога Истинного, возгорелись праведным гневом на лжебогов, коим ранее поклонялись, восстали на бесов, которые лукавым обманом понудили их отдавать своих детей на растерзание чудовищу. Духовно прозревший народ бросился разрушать идольские капища. В этот день приняли святое Крещение десятки тысяч людей – почти все население Бейрута, крестился и царь. Такова была духовная жатва, собранная в родном краю святым Георгием Победоносцем.

Вскоре имя доблестного воина-каппадокийца стало известно повсюду в бескрайней Римской империи. Он отличался во многих битвах, там, где он сражался, была победа. Рим умел ценить храбрых солдат: святой Георгий, несмотря на свою молодость, получил высокое военное звание, вошел в свиту императора.

Но в то время близость к самодержцу была опасна для людей благородных и благочестивых, ибо Римом правил жестокий тиран Диоклетиан. Чистота жизни христианских общин являлась укором языческому нечестию, и это возбудило ярость императора-язычника – в начале IV века Диоклетиан воздвиг страшное гонение на последователей Спасителя. Одной из первых жертв этой бесовской злобы стал святой великомученик Георгий Победоносец.

Узнав, что его братьев и сестер по вере начали бросать в темницы, святой Георгий явился к императору, исповедал себя христианином и обличил тирана, творившего беззаконие в отношении ни в чем не повинных приверженцев Вселюбящего Спасителя. Император был поражен и взбешен: один из лучших римских полководцев, на которого возлагались большие надежды, заявил о своей принадлежности к запрещенному учению, дерзнул воспротивиться императорскому указу. Ни льстивые уговоры, ни щедрые посулы врага Церкви не действовали на мужественного исповедника: святой Георгий не только не отрекся от Господа, но и призывал тирана отказаться от заблуждения, предвещая ему вечные муки. И рассвирепевший Диоклетиан приказал отдать святого Георгия истязателям. Пытки, которым подвергся святой страстотерпец, были чудовищны. В его тело втыкали железные острия, отрезали куски живой плоти, швыряли его в известь... Однако Господь, призревающий на подвиг угодника Своего, ниспослал ему великое терпение – среди невыносимых мучений с уст святого Георгия срывались не стоны и крики, а хвала Всевышнему: Слава тебе, Владыко, не посрамляющий тех, кто на Тебя уповает. И великомученик, осененный благодатию Божией, посрамлял своих гонителей. Сам Диоклетиан выдумал для непокорного страстотерпца новую пытку – железные сапоги, утыканные длинными острыми гвоздями. Святой Георгий, стоя на искалеченных ногах, сказал, что ему нравится подаренная императором обувь.

Чем больше свирепствовали палачи, тем ярче становился Небесный венец, уготованный святому великомученику Георгию Победоносцу. В разгар пыток он слышал голос Христа Искупителя: Не бойся, Георгий, Я с тобою. Раны страстотерпца исцелял Ангел, приветствовавший его предвестием вечного блаженства: Радуйся!

Видя бессилие палачей, нечестивый Диоклетиан призвал на помощь колдунов-волхов, надеясь сломить святого Георгия силой бесовской. Однако колдовские зелья не оказали никакого действия на подвижника Господня. Когда святой Георгий благовествовал чудеса Иисуса Христа, исцеления и воскрешение мертвых, свершенные Сыном Человеческим, волхв Афанасий стал насмехаться над ним, говоря: Мы, наслаждаясь многими благодеяниями от богов наших, еще никогда не видали, чтобы они воскрешали из мертвых. Сей же, веруя в Распятого Бога, говорит, что Он совершил великие дела. Диоклетиан, ухватившийся за эти слова колдуна, потребовал, чтобы святой Георгий силою Бога своего воскресил мертвеца, заявив, что тогда и он уверует в Господа. Да, злые демоны, которым служили принимающие их за богов языческие волхвы, несут с собой только смерть и никому не могут вернуть жизнь. Но святой Георгий Победоносец был служителем Бога Жизнодавца. Не на свои человеческие силы – на Господа Всемогущего, Всещедрого и Всеблагого уповал он, когда отвечал требовавшим чуда воскрешения нечестивцам: Бог мой, сотворивший все из ничего, имеет силу воскресить через меня мертвеца. Господь мой ради присутствующего народа сотворит то, что вы, искушая меня, просите.

Святого Георгия отвели к гробнице некоего человека, незадолго до того умершего. С великой верою и надеждой, со слезами воззвал смиренный раб Божий, святой великомученик Георгий, к Вседержителю: Дай роду сему лукавому знамение просимое и воскреси мертвеца, лежащего во гробе, на позор отрицающих Тебя, во славу Твою. Долго молился таким образом святой страстотерпец, а когда он произнес: Аминь, – содрогнулась земля, и воскресший мертвец вышел из гроба, славя Христа Спасителя.

Это святое славословие повторила толпа, потрясенная свершившимся чудом, обратившаяся к Истинному Богу. Волхв Афанасий упал к ногам святого великомученика Георгия, исповедуя Христа Господом, каясь в совершенных по неведению грехах и преступлениях своих.

Но слепое сердце богоборца Диоклетиана не дрогнуло и перед этим чудом Господним. Приписав свершившееся чародейству, нечестивый император повелел немедленно казнить и новообращенного Афанасия, и воскресшего мертвеца, а святого Георгия вновь отправить в темницу, надеясь измыслить новые способы сломить стойкость великомученика.

Тем временем жатва, которую собирал святой великомученик Георгий на ниве Господней, становилась все обильнее. Весть о чудесах, сопутствовавших страданиям великого страстотерпца Христова, привлекла к истинной вере сердца множества людей. Среди уверовавших была и жена нечестивого Диоклетиана, императрица Александра, впоследствии также удостоившаяся мученического венца. К темнице, где претерпевал заключение святой Георгий Победоносец, стекались жаждущие наставления в вере, приходили просящие исцеления больные, и все получали просимое. Однажды к великому страстотерпцу явился простодушный землепашец по имени Гликерий, горюющий из-за смерти своего вола. Выслушав его сетования, святой Георгий с улыбкой отвечал: Иди, брат, и не печалься. Вернувшись домой, Гликерий, к неописуемому своему изумлению, увидел воскресшего вола! Умиленный и восхищенный до глубины души, он сразу позабыл и про вола, и про пашню, и про все свои земные дела, и побежал обратно в город, громко восклицая: Велик Бог христианский! Тут же землепашца схватили стражники Диоклетиана и по приказу императора предали его казни – так простая душа Гликерия воссияла в мученическом венце.

Нечестивый Диоклетиан измыслил для святого Георгия еще один соблазн: предложил разделить с ним власть над империей, если он принесет жертву идолам. Но господство над мировой державой – ничтожная пустышка для того, кто ищет вечной награды в мире ином, Горнем Царствии. Как бы согласившись на щедрое предложение Диоклетиана, святой Георгий Победоносец пошел с ним в капище, заклял Именем Бога Истинного гнездившихся там бесов, и по его слову языческие идолы рассыпались в прах. Видя это, императрица Александра уже не смогла далее таить свою веру и начала громко славить Христа.

Слыша, что и супруга его исповедует Христа Спасителя, задыхаясь от бессильной ярости, Диоклетиан распорядился немедленно обезглавить святого Георгия. С чистой радостью, с кроткой молитвою преклонил под меч честную главу свою святой великомученик Георгий Победоносец – и душа этого доблестного воина Христова отлетела в блаженное Царствие, в объятия возлюбившего и возвеличившего его Господа.

Через год страшной, постыдной смертью умер богоборец Диоклетиан – он тяжело заболел, сошел с ума и уморил себя голодом. По прошествии веков имя его все более покрывается позором и архивной пылью, а о загробной участи нечестивого императора страшно и помыслить. А святой страстотерпец Георгий, пребывая в Горнем Царствии, все множит и множит свои благодеяния роду христианскому, избавляя пленных, помогая обездоленным, исцеляя болящих.

Ныне, в день памяти доблестного воина Христова, святого великомученика и Победоносца Георгия, торжественно славят своего Небесного покровителя прихожане храмов киргизского города Токмака и узбекского города Чирчика. Но особо славно это торжество в Самарканде, где светлый всадник Господень святой Георгий зримо явился на среднеазиатской земле.

Чудесное явление это было в 1961 году монахине Юнии, жившей при самаркандском Свято-Георгиевском храме. В то время по чиновничьему произволу храм был закрыт, но дружная православная община во главе с замечательным среднеазиатским подвижником архимандритом Серафимом (Суторихиным) хранила веру и упование, воссылала теплые молитвы Господу и своему Небесному предстателю святому Георгию. И вот однажды мать Юния во сне увидела святых великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского, подъезжающих на конях к храму. Святой Георгий спешился, вошел в храм, отомкнул и растворил царские врата. Сразу после видения мать Юния поспешила рассказать о нем братьям и сестрам во Христе и поделиться предчувствием радости. В тот же день пришло официальное разрешение вновь открыть храм и продолжать в нем богослужения. Так святой Георгий Победоносец вступился за малый самаркандский храм, носящий его имя.

Дорогие во Христе братья и сестры! Велик перед Богом святой страстотерпец Георгий, сильно предстательство его перед Господом, во Имя Которого некогда совершил отважный воин Христов подвиг великого своего страдания. Не случайно день памяти святого Георгия Победоносца празднуем мы вскоре после всерадостной Пасхи Христовой. И в страстотерпческом подвиге святого Георгия, и в данном ему от Господа даре воскрешать мертвых слышится та же чудесная весть о победе над смертью, одержанной Христом Спасителем, а вслед за Ним – и верными Его последователями. Так возвеличивает Всещедрый Господь тех, кто стяжал твердую веру, неколебимую надежду, бессмертную любовь.

Грозная духовная брань вершится ныне в истерзанном нашем Отечестве. Не успела Церковь Российская свободно вздохнуть после десятилетий явных и скрытых гонений, как уже со всех сторон слышится угрожающее шипение. Не тела, но души людские силятся пожрать коварные драконы, заманивающие народ в сети блуда и наживы, в прелесть заморских ересей и расколов, в сатанинские игры экстрасенсов, оккультистов, теософов. Запад, сказки о процветании которого часто слышали мы в последнее время, вторгается в нищающую Россию змеиными полчищами совратителей. И как нужно нам то христианское мужество, с коим святой Георгий древле поразил свирепое чудовище, как нужны нам истинные победоносцы, драконоборцы, способные разрушить бесовские наваждения. А мы остаемся унылыми и малодушными, опустив руки, смотрим, как тысячами гибнут в змеиной пасти души сыновей и дочерей православного народа, как силы зла готовят окончательную гибель всему нашему Отечеству. В жестоком этом обстоянии духовная вялость наша есть смертный грех, за который каждый из нас должен будет дать ответ перед Господом Правосудным.

Вспомним же, какую отвагу явил в битвах и страданиях святой великомученик Георгий Победоносец, да ниспошлет нам Бог по святому его предстательству хоть толику явленного им неколебимого мужества. В наше смутное время невозможно христианину спасти свою душу без стойкости в вере, без деятельного сострадания и истинного братолюбия. Воззовем же к увенчанному сиянием доблести христианской святому Георгию Победоносцу: Яко пленных свободитель, и нищих защититель, и немощствующих врач, царей поборниче, Победоносче великомучениче Георгие, моли Христа Бога спастися душам нашим. Аминь.

Митрополит Омский и Тарский Владимир (Иким)
Слово в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца

© 2011-2012 • Троицкое благочиние Саратовской епархии Московского Патриархата Русской Православной Церкви • hramysaratova@mail.ru