Главная


Наш баннер

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

…ПРИШЕДШИЕ ОКОЛО ОДИННАДЦАТОГО ЧАСА

У действительности клещи,
У действительности плеть.
Отвратительные вещи
Мне приходится терпеть.

Вынесть можно только с верой
Эту стужу, этот зной,
Ангел Божий, ангел белый,
Ангел дымчатый, сквозной…
Ю. Мориц
Сервантес в алжирском плену

Одним из первых тюремных храмов в постсоветской России стал храм в честь блаженной Ксении Петербургской на территории ИТК-33 г. Саратова. Об истории его возведения, об особенностях тюремного служения рассказывает настоятель храма священник Сергий Выгодин.

Освящение, история

- Отец Сергий, почему храм на территории колонии освящен в честь блаженной Ксении Петербургской?

- Строительство храма задумывалось еще в конце 1980-х - начале 1990-х годов. Работы начались в 1991 году по благословению архиепископа Пимена Хмелевского. Думаю, что Господь вразумил тех людей, которые собирались построить храм, что Ксения Блаженная была примером человеческого смирения, которое, по словам св. Иоанна Лествичника, является основой спасения.

Для руководства колонии в то время это был непростой шаг, ведь наш храм стал одним из первых на постсоветском пространстве тюремным храмом, построенным после долгих лет гонений на церковь. Вопрос долго обсуждался, "пробивался" но на свой страх и риск все же на уровне саратовского руководства тогда еще УИН МВД было принято решение начать строительство. Строился храм силами осужденных по благословению владыки Пимена, он сам был частым гостем на стройплощадке. В архиве даже остались фотографии его посещений. Все необходимое делалось в колонии на производстве. С Божьей помощью, конечно. Просто так люди бы ничего не смогли сделать.

Все - от стен до предметов интерьера - аналои, подсвечники, все полностью было сделано руками осужденных из подручных материалов: например, кадило было сделано из двух половников. Даже настенная роспись, заниматься ею владыка Пимен благословил одного из заключенных, Валерия Грибова, который кстати, отбывал наказание за воровство икон.

В 1993г году после визита в Саратов Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго и посещения им тюремного храма святой Ксении Патриарх ходатайствовал о церковном художнике перед президентом, Борисом Николаевичем Ельциным и Валерий Грибов был помилован Указом президента. Как сложилась его дальнейшая жизнь, я не знаю, но недавно, на пятнадцатилетие храма делали передачу на одном из каналов, и из интервью с ним мне показалось, что этот духовный опыт все-таки наложил отпечаток на его жизнь, хотя, к сожалению, зачастую выходя на свободу, люди забывают о храме.

В начале 1990-х годов все еще было внове. До этого в колонии была молельная комната, под которую в клубе специально отвели помещение. Полтора года строили храм, который освятили в день памяти святой блаженной Ксении в 1992г.

Приход

- А как быстро сложился в храме приход?

Приход начал складываться благодаря отцу Александру Судакову. Он был первым постоянным настоятелем храма. Богослужения тогда стали проводиться систематически. Приход в колонийском храме, безусловно, имеет свои особенности… Но не смотря на то, что в зоне он может существовать только в тот временной промежуток, когда люди, посещающие храм и помогающие ему отбывают наказание, все же главными остаются все черты обычной приходской жизни: люди собираются на молитву, помогают друг другу, принимают участие в жизни друг друга.

С теми, кто посещает храм в колонии, я продолжаю общение и после освобождения, когда начинается их ресоциализация, стараюсь по возможности им как-то помогать в этом.

Исповедь

И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.
Пришедшие же первыми думали, что они получат больше; но получили и они по динарию… (Мтф. 20, 9-10).

- В одной из бесед митрополит Антоний Сурожский рассказывает о своем служении в тюремном храме. По его словам, многие заключенные не решаются исповедоваться, опасаясь, что все сказанное будет передано властям. Как быть священнику в такой ситуации?

- Только личными качествами завоевывать доверие, порой для этого должен пройти не один месяц, а то и год.

Священник должен быть открытым к общению со всеми: и с осужденными и с сотрудниками учреждения. Правда, кто-то нуждается и искренне идет на контакт, а кто-то сторониться. Но это право каждого человека. А колония - это немного искаженная проекция нашего общества, и процент заключенных, которые посещают храм, наверное, такой же, или чуть больше того процента людей, которые посещают церковь в миру.

- Больше? Не меньше?

- Нет, чуть-чуть больше, но не намного. Во время проповеди я стараюсь говорить о том, что основой духовной жизни христианина является исповедь и причастие. Нужно не просто прийти, постоять, поставить свечку, … ведь зачастую люди приходят в тюремный храм для того, чтобы просто провести время.

Может, это хорошо, что они приходят провести время в церковь, а не куда-то еще, например, телевизор посмотреть, но все равно, я всем своим прихожанам и на воле и в тюрьме говорю одно и тоже: каждый человек, называющий себя христианином, не может таковым называться, если он ни разу в своей жизни не исповедовался и не причащался.

И зачастую бывает так, что заключенные, которые по словам митрополита Антония, боятся доносительства, приходят исповедоваться и причащаться перед освобождением когда им, условно говоря, нечего бояться. Человек живет в спец. среде и она в социальном плане им овладевает, и ему крайне тяжело избавиться от этих фобий. Главное, что он с пониманием потом приходит исповедоваться и причащаться. Это самое важное. Вспомним притчу про 11-й час, что и пришедший в 11-м часу спасся.

Покаяние

- По словам Антония Сурожского, в заключении человека ожидает самое страшное испытание, когда он оказывается окружен недоверием, враждой, ненавистью, когда для других из человека он превращается в предмет наказания. Можно ли объяснить неверующему человеку, оказавшемуся в таком положении, что в своих страданиях он не одинок, что по отношению к его страданию есть сострадание Бога, по словам молитвы: "Иже страстьми Своими страсти моя исцеливый и язвами Своими язвы моя уврачевавый"? И как?

Верующий человек, даже если он, оступившись, попал в беду, согрешив перед Богом и перед человеком, имеет возможность раскаяться и принести в будущем плоды покаяния, творя добро. У неверующего такой возможности нет, он уверен в том, что отбыв наказание, до конца искупляет свою вину перед обществом и никому никаких плодов ему приносить нет нужды, он "чист" перед законом, соответственно и делать он может то, что ему заблагорассудится, вспоминая смердяковское "если Бога нет то все позволено".

Несколько раз в год я общаюсь с осужденными в более "светском", если так можно выразиться, формате. Вывешивается объявление, что в n-ый день в клубе учреждения состоится беседа со священником. Приходят желающие, человек 150-200. Задают вопросы, интересуются всем подряд, а потом в храме стоят 20- 40 человек, поговорить поговорили, а помолиться прийти порой условности не пускают. Многих отправляют на хозяйственные работы, кто-то занят чем то другим, но ведь все равно, даже половины этих 150 человек, которые захотели со мной посмотреть фильм в православном киноклубе или просто побеседовать, нет. Они как и многие "верят" в Бога по домам, а в храм прийти себя заставить не могут.

- Какие фильмы Вы показываете в православном киноклубе?

- Я стараюсь подбирать фильмы, которые через человеческие отношения, опосредованно затрагивают отношение человека и Бога.

Фильмы "Рай" по сценарию польского, ныне покойного режиссера Кшиштофа Кислевского, "Ад" по сценарию его соавтора и друга Кшиштофа Песевича, "Вечность и один день" Тео Ангелопулуса, замечательный фильм "Хористы" в котором рассказывается о жизни детей в детском доме. Действие происходит в послевоенной Франции, где воспитатели, воспитывая так называемых трудных подростков, одни воспитывают через кнут, другие через доброе слово. А если мы вспомним слова преподобного Макария Египетского, что доброе слово даже худого человека делает добрым, а худое слово даже доброго человека делает худым, то Вы сами прекрасно понимаете, что структура фильма такова, что она показывает, кто в конце концов оказывается прав, и какое древо приносит плоды.

- Как часто действует киноклуб?

- Системы никакой нет, произвольно, с одной стороны - когда возможности колонии и мои совпадают, а с другой стороны - когда появляется фильм, который я считаю посмотреть и обсудить будет нужно и интересно. Кстати, наш киноклуб посещают не только осужденные, но и их преподаватели из вечерней школы, фильм Золтана Фабри "Пятая печать" был последним, который мы обсуждали в киноклубе.

Наказание

- В истории наказаний переломным моментом был переход от наказания тела к наказанию души, когда на смену публичности и жестокости пришел рациональный и дидактический подход. По мнению французского философа Мишеля Фуко, дисциплинируя душу, жестко регламентируя время и пространство жизни человека, власть тем самым создает себе эффективное средство наблюдения и управления обществом, более действенный способ для поддержания себя. А как Православная Церковь относится к наказанию лишением свободы?

- Относится к чему? К людям или к системе?

- К системе.

- Церковь всегда, во все времена была снисходительна и милосердна к падшим. Наверное, только в русском языке есть выражение, что от сумы и от тюрьмы не зарекайся.

Поэтому церковь всегда пыталась врачевать души заключенных, стараясь оказывать помощь именно с позиции христианского милосердия и снисходительности. Вы привели в пример Мишеля Фуко. Как философ и историк он четко разделял наказания тела и наказания души. Я с этим не согласен. Как измерить глубину страданий? Обратимся к нашей русской литературе - кому было больнее: толстовскому рекруту, которого прогоняли сквозь строй или дворянину Федору Достоевскому, который ожидал смертной казни и лишь на помосте виселицы услышал о замене ее на каторгу?

В Ветхом Завете есть описание того, как преступника прощали, когда он приходил в Храм Божий и цеплялся за жертвенник. В России царь был волен не только наказывать, но и миловать. Сейчас это право Президента. Во все времена милосердие - это высшее благо.

Беседовала Полина Павлова

© 2011 • Центральное благочиние Саратовской епархии Московского Патриархата Русской Православной Церкви • hramysaratova@mail.ru