26 ноября (13 по старому стилю) Церковь празднует память святителя Иоанна Златоуста. Поздравляем!
День памяти святителя Иоанна Златоуста был перенесен на 13 ноября (по старому стилю) с 14 сентября (дня его кончины) из-за совпадения с праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
Традиционно жизнь Иоанна Златоуста делится исследователями и агиографами на 3 периода: антиохийский (до кон. 397), константинопольский (кон. 397 - 20 июня 404) и пребывание в изгнании (с 20 июня 404 до смерти).
Родился святитель Иоанн Златоуст в середине IV века (год рождения точно не установлен) в Антиохии - главном городе Востока Римской империи. Его родители были христианами. Отец - Секунд - знатного происхождения, умер, когда Иоанн был еще ребенком. Мать - Анфуса - оставшаяся в 20 лет вдовой посвятила себя воспитанию дочери (имя ее до нас не дошло) и сына.
Наряду с христианским воспитанием святитель Иоанн Златоуст получил хорошее светское образование, изучил греческую литературу, историю, поэтику, географию, геометрию и другие науки.
В феврале 387 г., перед началом Великого поста, в Антиохии произошли народные возмущения из-за высоких налогов. Были сброшены статуи императора и членов его семьи, которые проволокли по улицам и разбили. Зачинщики были схвачены и заключены под стражу; в город для разбирательства прибыли императорские сановники. Епископ Флавиан отправился в Константинополь, чтобы попытаться умилостивить императора. Незадолго перед тем император св. Феодосий сурово наказал за подобный мятеж жителей Фессалоники (было убито несколько тысяч человек). Священник Иоанн на протяжении Великого поста произнес 21 гомилию "О статуях, к народу антиохийскому". В них он соединил великопостную проповедь на тему покаяния и внутреннего совершенствования с информированием населения о том, как развивается дело о статуях. Эти гомилии успокоили антиохийцев, которые затем, в том числе благодаря ходатайству епископа Флавиана Антиохийского были прощены императором. Время пресвитерского служения Иоанна Златоуста оказалось самым плодотворным в творческом плане: к этому периоду относятся почти все его основные экзегетические беседы, а также много гомилий, посвященных нравственным, догматическим и аскетическим вопросам.
После смерти Константинопольского епископа Нектария (27 сент. 397) возникли затруднения с подбором кандидатуры на освободившуюся кафедру. Иоанн Златоуст был в стороне от политических интриг, имел хорошую репутацию вследствие добродетельной и аскетической жизни, был знаменит как оратор, выступил миротворцем во время мятежа с крушением статуй. Тайно, чтобы не вызвать народных волнений в Антиохии, он был вывезен в Константинополь.
Став епископом, Иоанн Златоуст прежде всего сократил расходы на содержание епископского дворца. Официальные помпезные приемы, изысканный стол, роскошное размещение приезжающих епископов были отменены. Средства были перенаправлены на странноприимный дом. Затем по распоряжению Иоанна Златоуста была открыта еще большая богадельня с 2 пресвитерами во главе и с полным штатом врачей, поваров и др. Это вызвало непонимание со стороны как высшего духовенства, так и светских властей: отказываясь от признанных дипломатических норм, Иоанн Златоуст тем самым нарушал традиционные обычаи гостеприимства и подрывал авторитет столичной Церкви.
Будучи прямолинейным и откровенным с императорской четой, святитель неоднократно "советовал подобающее императору и императрице" и обличал вину правителей "с большим дерзновением".
По ложным обвинениям, которые представляли собой подтасовку фактов, их неверную интерпретацию или клевету, Иоанн Златоуст был приговорен к ссылке. Но вскоре, боясь народного возмущения, император принял решение вернуть Иоанна Златоуста в Константинополь.
Второй конфликт с императрицей Евдоксией произошел в ноябре 403 года. К югу от церкви святой Софии перед зданием Сената была установлена серебряная статуя императрицы. По этому поводу были устроены народные игры и театральные представления, что вызвало недовольство Иоанна Златоуста; он произнес проповедь, в которой порицал учредивших игры. Императрица Евдоксия приняла обличения на свой счет и решила созвать новый Собор против святителя. Запрещенный в служении, Иоанн Златоуст пребывал безотлучно в епископском дворце около двух месяцев, после чего уехал из города тайно, чтобы народ не стал бунтовать и не произошло новых столкновений с войсками. После отъезда Иоанна Златоуста в Константинополе выпал необыкновенно крупный град, а через 4 дня после этого в родах скончалась императрица Евдоксия. Оба события осмыслялись современниками как наказание за низложение Иоанна Златоуста.?
Две зимы, проведенные в ссылке (404/05 и 405/06), оказались крайне суровыми. В Константинополе было принято решение об изменении места ссылки - новым пунктом назначения указывался удаленный от всех центров цивилизации г. Питиунт (ныне Пицунда) на восточном берегу Понта Эвксинского, отстоящий от Кукуса более чем на 1 тыс. км.
Иоанну Златоусту предстояло преодолеть трехмесячный путь. По прибытии в Команы, не останавливаясь в городе, эскорт переправился по мосту на северный берег реки Ирис. Привал был устроен лишь возле мартирия мученика Василиска, расположенного в 5-6 милях от города. Заночевав у мартирия, Иоанн Златоуст во сне увидел мученика Василиска, который ободрил святителя и предсказал, что на следующий день они будут вместе. Наутро (14 сент. 407), несмотря на просьбы святителя задержаться на несколько часов у мартирия, конвой поторопился выступить в дальнейший путь. Однако, не пройдя и 30 стадий (ок. 5 км), они вынуждены были вернуться, так как Иоанну Златоусту стало совсем плохо. Он потребовал новых светлых одежд, переоделся, раздал оставшуюся одежду находившимся рядом. Затем святитель Иоанн причастился Святых Таин, произнес молитву, завершив ее, по своему обыкновению, фразой "Слава Богу за все", и "перешел ко Христу". К этому времени у мартирия собрались монахи и миряне из Сирии, Киликии, Понта и Армении. Погребен Иоанн Златоуст был в мартирии, рядом с могилой мученика Василиска.
Литургическое поминовение Иоанна Златоуста впервые было совершено 26 сентября 428 г. в Евдоме. 27 января 438 года останки Иоанна Златоуста были перевезены морем в Константинополь. Вся гавань и вход в Боспор были наполнены лодками, на которых люди с зажженными светильниками встречали процессию. Император Феодосий, склонившись над гробом Иоанна Златоуста, произнес молитву о прощении своих родителей Аркадия и Евдоксии. Захоронены мощи были в константинопольской церкви св. Апостолов, служившей усыпальницей императоров и епископов. Это событие стало фактически актом канонизации Иоанна Златоуста.
Ни один из греческих отцов Церкви не оставил столь обширного литературного наследия, как Иоанн Златоуст, которому принадлежит почти 900 сочинений. По тематике они разделяются на несколько групп: догматико-полемические, экзегетические, пастырские и катехизические, нравственно-аскетические, праздничные, энкомиастические, автобиографические, на разные случаи. Помимо устных проповедей Иоанну Златоусту принадлежат трактаты догматического, пастырского и нравственно-аскетического содержания, письма и церковные документы - послания, постановления, указы, составленные им во время архиерейского служения.
Считая правильную веру необходимым условием спасения, Иоанн Златоуст в то же время призывал веровать в простоте сердца, не обнаруживая излишнего любопытства и помня, что "природа рассудочных доводов подобна некоему лабиринту и сетям, нигде не имеет конца и не позволяет мысли утвердиться на твердом основании" и что для христиан важно не только сохранять "правильность веры", но в первую очередь вести праведную жизнь.
По материалам pravenc.ru