Главная


Наш баннер

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Преподобный Максим Грек – русский афонец

3 февраля Церквовь вспоминает преподобного Максима Грека. Почтить память преподобного Максима можно и в Духосошественском кафедральном соборе г.Саратова, где в ковчеге c мощами радонежских святых пребывает частица его мощей.

Преподобный Максим родился около 1480 года в городе Арто, близ Эпира, в благочестивой, богатой и знатной семье греков Мануила и Ирины. Первоначальное образование он получил дома, а затем для завершения образования отправился в Европу, так как Греция в то время уже находилась под властью турок и об образовании в Греции думать не приходилось. Сначала преподобный Максим обучался в Парижском университете у своего знаменитого соотечественника профессора университета Иоанна Ласкариоса. Затем для изучения древних языков он отправился сначала в Венецию, а затем во Флоренцию.

Окончив образование Максим отправился домой, здесь перед ним открывалась блестящая карьера, но неожиданно для всех он принял решение оставить мир и удалиться на Афон. Неожиданным это решение было для людей, мало знавших его, а для него самого оно явилось естественным продолжением той духовной работы, которая незримо совершалась в нем. Большую роль в принятии этого решения сыграли рассказы Иоанна Ласкариоса о великих старцах-философах Афона и его богатейших книгохранилищах.

Около 1507 года преподобный Максим прибыл на Афон и вступил в братство Ватопедской обители. Здесь в течение десяти лет завершалось его истинное образование - образование духа. В тиши келлии, в библиотеке, в общении с великими и единонравными старцами насыщалась его душа Божественной мудростью, в аскетических подвигах крепла и закалялась воля. Преподобный Максим обрел на Афоне то, чего так жадно искала и не находила его душа в храмах земной мудрости, и мечтал только о том, чтобы дни его земной жизни окончились здесь, на этой благодатной земле. Однако Господь судил иначе - иная земля ждала его, и в иной обители суждено ему было обрести вечный покой…

…Великий князь Московский Василий Иоаннович обратил внимание на хранившееся в его палатах громадное собрание редких греческих рукописей, накапливавшихся при дворе Московских князей веками. Большинство из них не были переведены на церковнославянский язык. Великий князь отправил на Афон послов с просьбой прислать в Москву умного мужа, который был бы в состоянии просмотреть греческие рукописи. Выбор старцев остановился на иноке Максиме, и как тот ни противился, пришлось ему принять благословение просвещать далекую северную страну.

В сопровождении княжеских послов Максим отправился в путь в середине 1515 года и прибыл в Москву в начале года 1518-го. В Москве его приняли с радушием, а с митрополитом Московским Варлаамом, мужем духовным и ревностным пастырем, у преподобного установились отношения теплые и доверительные.

Первой книгой, которую Максим перевел по просьбе великого князя, была толковая Псалтирь. Над ней преподобный Максим трудился год и пять месяцев. Затем были другие переводы и новое поручение великого князя - исправление богослужебных книг. Эта работа заняла немало времени. В процессе работы прямой и искренний афонит высказывал критические замечания, вызывавшие недовольство приверженцев старины. Однако великий князь благоволил к ученому монаху и недруги ео до поры таили свою неприязнь. Пока митрополит Варлаам находился у власти, все спорные вопросы решались к обоюдному согласию. Но в 1521 году положение при московском великокняжеском дворе резко изменилось. Великий князь, недовольный митрополитом, низвел его с кафедры. Собором епископов, во всем послушном великому князю, был поставлен угодный Василию Иоанновичу митрополит Даниил. Дело шло к разводу великого князя с княгиней Соломонией, которая почти за двадцать лет супружеской жизни не смогла родить князю наследника…

…Вопрос о разводе расколол придворное общество. Меньшинство высказалось против столь вопиющего нарушения церковных канонов, но из этого меньшинства лишь единицы нашли в себе силы и мужество выступить открыто против попрания заповеди Божией. Среди них был и ученый грек, для которого правда Божия была драгоценнее славы, богатства и самой жизни. Митрополит Даниил, в угоду князю благословивший развод и даже обещавший взять грех на себя, теперь, после смелого выступления преподобного Максима, наконец-то получил возможность припомнить ему все: и острые высказывания о недостатках церковной жизни, и нелицеприятные высказывания о незаконности поставления митрополита без благословения патриарха Константинопольского, и многое другое.

Неприязнь, зависть, клевета, доносы - все это привело к тому, что преподобного Максима заточили в узы под лукавым предлогом: афонского монаха, ученейшего богослова обвинили в ереси и умышленной порче богослужебных книг. Его отлучили от Святого Причастия и заточили в подземелье Волоколамского монастыря. Не озлобился он, не пал духом, но продолжал свое главное монашеское делание - молитву, и Господь поддерживал его силы и его дух. На сырой темничной стене начертал преподобный Максим канон Утешителю Святому Духу, который поется и читается в церкви до сих пор.

Лишь в 1551 году преподобного отпустили на покой под сень и покровительство преподобного Сергия, в его Лавру. Здесь он и почил в 1556 году, 3-го февраля по новому стилю, всеми почитаемый за святого страдальца.

Афонский патерик. Т. 2.

Тропарь преподобного Максима Грека. глас 8
Зарею Духа облистаем,/
витийствующих богомудренно сподобился еси разумения,/
неведением омраченная сердца человеков светом благочестия просвещая,/
пресветел явился еси Православия светильник, Максиме преподобне,/
отонудуже ревности ради Всевидящаго/
отечества чужд и странен, Российския страны был еси пресельник,/
страдания темниц и заточения от самодержавнаго претерпев,/
десницею Вышняго венчаешися и чудодействуеши преславная./
И о нас ходатай буди непреложен,//
чтущих любовию святую памятъ твою.

© 2011-2013 • Троицкое благочиние Саратовской епархии Московского Патриархата Русской Православной Церкви • hramysaratova@mail.ru