Главная


Наш баннер

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

"Радуйся, Купино неопалимая!"

"Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского.
Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву.
И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста.
И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает.
Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает.
Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал:
Моисей! Моисей!
Он сказал: вот я!
И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих,
ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая"
(Исх.3:1-5)
.

4 сентября по старому стилю (17 сентября по новому) в день памяти пророка Моисея, видевшего купину - куст, горевший и не сгоравший, совершается празднование иконе Божией Матери "Неопалимая Купина".
Неопалимая Купина стала одним из прообразов Божией Матери - как не сгорал в пламени куст, так и Богоматерь, родившись на грешной земле, осталась чистой, непричастной греху. Также купина стала знамением непорочного зачатия Богоматерью Христа от Духа Святого. Став Матерью, Она осталась Девой: до рождества Дева, в рождестве Дева и по рождестве Дева.
Изображение на иконе представляет собой звезду (реже - объятый пламенем куст), сложенную из двух четырехугольников, которые окружают Богоматерь с Младенцем на руках. Часто один из четырехугольников окрашивается в зеленый цвет, напоминающий зелень куста, а другой - в красный - цвет пламени.
В руках у Богоматери, как правило, изображают один из ветхозаветных атрибутов - врата Иезекииля, гору из пророчества Даниила или лестницу Иакова, знаменующую то, что Богородица возвела человечество от земли на небо.
Четыре символа в углах иконы - человек, лев, телец и орел - упоминаются в Откровении Иоанна Богослова как стражи четырех углов трона Господня и четырех пределов рая; позже они стали истолковываться как символы четырех евангелистов (образ ангела - Матфей, образ льва - Марк, образ тельца - Лука, образ орла - Иоанн).
Архангелы и ангелы, окружающие Богоматерь на иконе, указывают на поклонение небесных сил чудесному рождению Бога от Девы. Разные иконописцы изображают разное количество ангелов. Архангел Михаил ("кто как Бог") держит в руках жезл, Гавриил (сила Божия) - ветвь, Рафаил (исцеление Божие) - алавастровый сосуд, Уриил (Бог - мой свет) изображается с огненным мечем, Салафиил (молитва к Богу) - с кадилом, Варахиил (благословение Божие) - с виноградной гроздью; Иегудиил (хвала Божия), и Иеремиил (высота Божия). В руках у ангелов - властителей стихий - грома, молнии, дождя, снега… - изображаются их атрибуты - чаши с водой, градом, снегом…

"Богоматерь собрала вокруг Предвечного Младенца весь мир - силы земные и Небесные. Именно такой, собранной воедино, и замыслил Вселенную Бог в Своей Премудрости, именно ею должны быть побеждены хаотические, центробежные силы смерти и распада. Этот знак Божественной воли в виде восьмиконечного сияния на иконе известен с древнейших времен. Точно такое же восьмилучевое сияние, исходящее от Спасителя, мы видим на мозаике "Преображение" в алтаре собора монастыря святой Екатерины на Синае" (Надежда Дмитриева. "О Тебе радуется…"), основанного, по преданию, на том самом месте явления Моисею горящего тернового куста.

Множество икон "Неопалимой Купины" прославились чудотворением.
В 1390 году один из списков иконы был принесен на Русь с Синая. Об иконе повествует предание: у царя Феодора Алексеевича был конюх Димитрий Колошин, который особо почитал икону "Неопалимая Купина". Он часто молился Богородице перед образом, находившемся в святых сенях при Грановитой палате. Как-то царь несправедливо разгневался на конюха, и Колошин, который не мог доказать свою невиновность, стал усердно молиться перед иконой. Царь во сне увидел Пресвятую Богоматерь, которая сказала, что его конюх страдает несправедливо. Проснувшись, Феодор Алексеевич решил еще раз изучить дело Колошина, и поняв, что его приближенный ни в чем не виноват, помиловал его. Колошин же, благодарный Пресвятой Деве, защитившей его, попросил у царя икону "Неопалимая Купина" и возвел в ее честь храм. Это было в 1689 году.
По народному верованию, эта икона избавляет дома почитающих ее от огня. В московском приходе, где находилась икона, очень редко случались пожары, хотя дома в нем были деревянные. По рассказу одного очевидца, попавшего на большой пожар, охватившего много зданий, он видел деревянный домик, который не загорался: возле него неподвижно стояла женщина, держа в руках икону "Неопалимая Купина". По ее щекам текли слезы, но лицо выражало полное спокойствие и непоколебимую веру. Видно было, что она не беспокоится за свой дом, а плачет о несчастии других. Пожар усиливался, а женщина стояла неподвижно. На следующий день очевидец вернулся на пепелище, - там возвышался только один домик, сохраненный чудотворной силой иконы.



Тропарь иконе Божией Матери "Неопалимая Купина"
глас 4

Иже во огни купины неопалимыя, древле Моисеем виденныя, тайну воплощения Своего от Неискусобрачныя Девы Марии Прообразовавый, Той и ныне яко чудес Творец и всея твари Создатель икону Ея святую чудесы многими прослави, даровав ю верным во исцеление недугом и в защищение от огненнаго запаления. Сего ради вопием Преблагословенней: Надеждо христиан, от лютых бед, огня и грома избави на Тя уповающия, и спаси души наша, яко Милосерда.

Кондак
глас 8

Предочистим чувствия душ и телес наших, да видим таинство Божественное, образно явленное древле великому во пророцех Моисею купиною, горевшею огнем и не сгоравшею, в ней же Твоего безсеменнаго рождества, Богородице, предвозвещение исповедуем и, благоговейно поклоняющся Тебе и рождшемуся от Тебе Спасу нашему, со страхом вопием: радуйся, Владычице, Покрове и Прибежище, и Спасение душ наших.

© 2011-2013 • Троицкое благочиние Саратовской епархии Московского Патриархата Русской Православной Церкви • hramysaratova@mail.ru