Главная


Наш баннер

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

ПЯТИДЕСЯТНИЦА

Своим происхождением это название обязано иудейской ветхозаветной традиции. На пятидесятый день после выхода из Египта, где евреями была совершена первая Пасха, пророк Моисей восходит на гору Синай, чтобы предстать перед Богом. Там, на Синае, между Богом и еврейским народом, в лице Моисея, был заключен Завет (договор). Тогда же Моисей получил от Господа указания по поводу устроения ветхозаветного богослужения. Поэтому этот день можно считать днем основания ветхозаветной Церкви.

События истории новозаветной, произошедшие после пришествия в мир Спасителя, Господа Иисуса Христа, получили названия ветхозаветных праздников. И это не случайное заимствование или аналогия.

Основные христианские праздники, такие как Пасха и Пятидесятница, это не просто повторение древнейшей истории еврейского народа. Они являются исполнением и завершением ветхозаветных праздников, в которые промыслом Божьим, был вложен прообразовательный смысл, открывающий духовное значение новозаветного торжества: как события на горе Синай открыли для еврейского народа новый этап взаимоотношений с Богом и друг с другом, так и сошествие Святого Духа на апостолов стало началом новой эпохи в жизни уже всего человечества.

На пятидесятый день после Воскресения из мертвых Господа нашего Иисуса Христа апостолы, собравшись вместе, находились в Сионской горнице. Неожиданно сверху послышался громкий шум, и они увидели разделяющиеся огненные языки, сошедшие на каждого из апостолов. "И исполнились все Духа Святаго и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать" (Деян. 2,4). Так исполнилось обещание Спасителя, данное ученикам незадолго до смерти: "И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины..." (Ин. 14,16).

После исполнения Духом Святым ученики преобразились внутренне - то уже не было собрание растерянных и напуганных людей, охваченных страхом попасть в руки гонителей Христа. Но ободренные Воскресшим Господом, в этот день они стали первой полноценной общиной, объединенной Таинством Евхаристии в Тело Христово. А ученики по-настоящему стали апостолами, исполнившись благодатных даров Духа Святого для благовестия Воскресения Христа из мертвых, и первоначально это выразилось в том, что они сразу заговорили на разных языках. Этим исполнилось ветхозаветное пророчество: "И будет в последние дни, говорит Бог, изолью Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дщери ваши... И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни изолью от Духа Моего, и будут пророчествовать. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма" (Иоил. 2,27-28).

Этот день считается днем рождения христианской Церкви, поскольку именно в Пятидесятницу апостолы получили благодать Духа Святого, которую впоследствии посредством рукоположения передали другим людям. Через возложение рук с особой молитвой были поставлены в своем чине все священнослужители. Это благодатное право и власть возводить священнослужителей называется апостольским преемством. Оно всегда сохранялось в Православной Церкви и не прерывалось от апостольских времен.

День Святой Троицы

Второе название праздник получил из-за того, что в этот день явным образом открылось спасительное и освящающее действие третьего Лица Пресвятой Троицы, Бога Духа Святого. А учение Иисуса Христа о Триедином Боге получило видимое подтверждение. Сошествие Духа Святого стало свершением Домостроительства Божия о спасении людей и открыло нам спасительное действие всех Трех Лиц Пресвятой Троицы. Это действие выражается по-разному, но служит одной цели - спасению людей. Протоиерей Ливерий Воронов, опираясь на опыт св. отцов, в своей книге пишет следующее: "Великие учители Древней Церкви старались разъяснить, в чем состоит различие в творчестве Отца, Сына и Святого Духа. Например, свт. Василий Великий писал: "В творении... представляй первоначальную причину сотворенного - Отца и причину зиждительную - Сына и причину совершительную - Духа так, что служебные духи (то есть ангелы) имеют бытие по воле Отца, приводятся же в бытие действием Сына и совершаются (то есть ведутся к совершенству) в бытии присутствием Духа" (О Святом Духе, гл. 16).

Свт. Григорий Богослов называет Отца Виновником, или Первопричиной, всего существующего, Сына - Зиждителем (то есть деятелем, образователем), Духа Святого - Совершителем (завершающим дело Сына) (Слово 34).

Представляя так различие творчества Лиц Святой Троицы, не следует, однако, истолковывать мысли св. отцов в том смысле, будто Сын и Дух Святой являются лишь служебными орудиями или подчиненными деятелями при творении. Нельзя также допускать мысль, будто является несовершенным творческое действие Отца без Сына или Сына без Духа. Каждое из Лиц Святой Троицы обладает полной и совершенной силой для действования и созидания. Причина же отмечаемого св. отцами "распределения" деятельности Лиц Святой Троицы в деле творения заключается исключительно в согласной воле Триипостасного Бога, который так именно восхотел открыть Себя миру".

Богослужебные особенности и традиции

Одной из главных особенностей праздника является чтение коленопреклонных молитв. Дело в том, что земные поклоны, являясь внешним выражением нашей молитвы, имеют также и символическое значение. Об этом замечательно пишет граф Ю. П. Граббе (будущий Епископ Вашингтонский и Флоридский Григорий): "Земные поклоны, совершаемые касаясь головой земли и сразу поднимаясь, имеют глубокое символическое значение. Они символизируют нашу веру, что через грех мы пали на землю, а через искупление Христово вновь призваны на небо". Поэтому как противоречащие духу праздника Пасхи, который является торжеством совершенной победы Христа над диаволом и смертью, земные поклоны упраздняются до Пятидесятницы.

Сразу после Божественной литургии совершается вечерня понедельника, во время которой все молящиеся, включая священнослужителей, первый раз после Пасхи с благоговением преклоняют колени и слушают особые молитвы. Молитвы представляют собой три цикла молитвословий. Авторство некоторых молитв спорно, но большую их часть относят к творчеству свт. Василия Великого. Первый цикл молитв является исповеданием наших грехов перед Богом Отцом с просьбой о помиловании ради великой Крестной жертвы Божественного Сына. Второй цикл посвящен молитве о даровании нам благодати Духа Святого. А в третьем содержится прошение ко Господу Иисусу Христу о упокоение наших усопших сродников.

По традиции храм в этот день украшается молодой зеленью, ветвями деревьев, а пол устилается травой. Это напоминает ветхозаветную традицию приносить Богу в день Пятидесятницы первые овощи нового урожая, а также символизирует Церковь Христову, рожденную к жизни схождением благодати Духа Святого и процветшую в своих апостолах и их последователях.

Иерей Павел Усов.
Сайт Свято-Троицкого собора г. Саратова

© 2011 • Центральное благочиние Саратовской епархии Московского Патриархата Русской Православной Церкви • hramysaratova@mail.ru