Главная


Наш баннер

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Уроки Святого Преображения

Как повествовало нам Евангелие, Господь в последний год своей земной жизни уже перед тем, как войти в Иерусалим, дабы укрепить своих учеников, и показать им Божественную Славу Своего Бытия, возвёл Иакова, Иоанна и Петра на гору Фавор и преобразился перед ними. Евангелие говорит о Преображении хотя и скупыми словами, но весьма удивительно. Текст небольшой. Сказано, что ученики увидели исходящий от Христа свет. Это было настолько потрясающе, что они как бы сошли с ума. Не понимая, что с ними происходит, они упали ниц. Если мы смотрим на образ Преображения, на икону, то мы видим, что ученики закрывают свои лица. Они находятся в смятении и не смеют смотреть на Христа. Когда же они осмелились взглянуть, то увидели, что рядом с Ним стоят великие пророки - Илия и Моисей. Они беседуют с Христом. Как бы находясь в безумии, Пётр произнёс Христу: "Хорошо нам здесь быть! Давай сотворим здесь три места для отдыха - три сени, три шалаша - для Тебя, для Илии, для Моисея". Как подчёркивает Евангелие, говорил он, не понимая, что говорит. Он словно находился вне себя. И когда в следующий раз взглянули, был голос с небес, который, указывая на Христа, говорил: "Сей Сын Мой возлюбленный, в Нём Мое благоволение! Его слушайте!". После этого сопутствующие Ему Илия и Моисей стали невидимы, Христос же сказал ученикам не говорить о видимом до тех пор, пока не случится то, к чему Он готовился в Иерусалиме, то есть, как потом они узнали - к распятию, смерти и последующему воскресению.

Итак, что это было? И для чего оно было? И как это касалось учеников? - Нам очень важно это знать, потому что если это касалось учеников, значит, касается лично каждого из нас, каждого христианина, каждого верующего.

Христос, как учит Святая Церковь и подтверждает Святое Евангелие, является второй ипостасью Святой Троицы, Сыном Божиим, Богочеловеком. Ученики, которые были со Христом, верили Ему как великому вождю и учителю, видели его чудеса и признавали в Нём великого чудотворца. Но не хватало в них веры узреть в Нём Бога. Ибо мысль о том, что в мир пришёл Бог, и оделся плотью человеческою, и стал подобен нам, до сих пор многим кажется невразумительной. Тот, кто держит в руках законы всего мира, Тот, который воззвал бытие из небытия, становится подобным нам. Он входит в мир, рождается как человек, во чреве Божией Матери ткёт Себе плоть человеческую. Эта мысль непостижима настолько, что сомнение преследовало даже ближайших учеников Спасителя до самого последнего времени. Даже когда Христос воскрес, они не могли уяснить себе, что Он есть Бог. И только Святая Пятидесятница, схождения Святаго Духа, сделала их ум таким светлым, что они узрели тайну Боговоплощения. Но Христос должен был дать ученикам хоть какой-то намёк нам то, Кто Он, рядом с ними находящийся. Потому что предстояли великие испытания в Иерусалиме. И ученики должны были иметь хоть какой-то выбор, хотя бы в пределах своего разумения, свободу выбора. Укрепляя учеников, Он преображается перед ними. Евангелие скупыми словами говорит, что свет Преображения был явно нематериальный. Этот свет был сильнее света Солнца, не по яркости, не по светлости и теплу. Это свет Божества, благодати Божией. Мы по-другому называем его ещё Фаворским светом. Он был видим не земными очами, а духовными. Значит, это была благодать Божия. Это был тот свет, который стяжают святые старцы афонские, который стяжают христиане в Иисусовой молитве. Это духовный свет теплоты и благодати Божией. Свет преображающий. То есть не насильно, а по любви, с согласия человека, изменяющий его таким образом, чтобы и тело, и ум, и душа, находясь в гармонии, могли войти в Царствие Божие. Этот свет светился во Христе через его человеческое тело, как светит солнце через завесу. Если мы в летний день смотрим в окно, солнце беспрепятственно, силою своих лучей проникает в комнату через завесу. Завеса не мешает ему. Так и Тело Христово не мешало благодати Фаворского света, потому что во Христе и плоть и душа, и Божественное и человеческое находились в гармонии, в согласии. Не противоречили и не противостояли друг другу. Так было когда-то во Адаме до его грехопадения. А Христос стал вторым Адамом. Адам безумно потерял единство духа, души, тела и разума ради иного мира, в котором он по своему безумию сначала хотел быть Богом, а стал самым последним из творений, и его потомки, в том числе и мы с вами, тоже не имеем больше этого гармоничного соединения. Христос в Своём естестве, в Своей ипостаси показал соединение Божественного и человеческого, и, тем самым, показал нам, что это возможно.

Древние люди до Христа знали: если человек увидит Бога, он умрёт. И это была правда. Моисей, - вчера на всенощном бдении мы читали отрывки из книги Исход, где повествовалось о том, как Моисей привёл свой народ к горе Синайской, где он получал закон, - Моисей знал, что он рисковал жизнью, когда входил на гору. Он говорил: "Невозможно человеку увидеть Бога и не умереть". На что ему Господь ответил: "Закрой лице свое. Не увидишь Меня. И почувствуешь во Мне лишь только нечто отдалённое, то, что есть Божество".

Христос же явил то самое Божество, которое чувствовал Моисей, людям для укрепления их в вере. Поэтому и Моисей, как великий пророк и боговидец, явился на горе, чтобы пред учениками свидетельствовать, что Христос и есть тот Бог, который даровал Закон на горе Синайской, никто иной, а именно Он в тайне Святой Троицы. А Илия явился как свидетель того, что он, как самый великий чудотворец Ветхого Завета творил чудеса именно волей этого Бога, рядом с которым они стояли, Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, в котором соединено человеческое и божественное. Вся Святая Троица, в едином нераздельном существе пребывающая в Иисусе Христе, явилась на Фаворе, ибо Христос в своей ипостаси и голос Отца, свидетельствующий о том, что это "Сын Мой Возлюбленный" - всё во Едином существе.

Мы видим, что влияние благодати Божией на грешного человека двояко. Когда человек не подготовлен, во грехе, благодать Божия пугает, давит и может даже убить. Но даже и в неприуготовленности чувствуется родственность, желание соединения. Душа знает своего Творца и стремится к Нему. Вот поэтому Пётр сказал: "Хорошо нам здесь быть". И ничего, по большому счёту он не предложил, как только создать три навеса, чтобы как можно дольше здесь остаться. Это было чисто человеческое чувство апостола Петра, проявленное по отношению к своему Божественному Учителю. Мы должны понимать, что стяжание благодати Божией - это главная цель земной жизни. Серафим Саровский так и учил, что стяжание благодати Святаго Духа - это главное действие нашей жизни. Оно одновременно является целью и средством. То есть цель - мы ищем источник благодати, Бога, и душа знает Его. А Святая Церковь путём благочестия и научения христианству показывает нам, как приобрести эту благодать - через покаяние, таинства. И мы преображаемся уже здесь.

Зачатки Преображения человека, то есть изменения его в соответствии образу Божьему формируются уже здесь. Там, в мире ином, мы преобразимся так, как преобразился Христос в соединении Божественного и человеческого, но в меру того, как мы соединимся с Ним здесь. Чем более и теснее мы соединимся со Христом здесь, если будем знать Его лично, тем более там мы войдём в уже знаемое. Там мы уже будем изменяться от тех движений, которые произошли здесь. Поэтому Христос и говорит, что Царствие Божие начинается сегодня и здесь. Не ищите его там или там. Христос здесь, сегодня, с нами в теснейшем соединении через Святое Причастие. Ибо Господь говорит: "Кто не ест Тела Моего, и не пьёт Крови Моей, тот не имеет части со Мной". Несчастные те люди, которые не причащаются, они отвержены от Бога здесь и не имеют надежды там. Сегодня же счастливы те, кто причащаются, ибо и сопричастны Богу здесь, и уже Царствие Божие на ступеньку возросло для них там. Вот настолько велик и радостен путь Святой Церкви, который нас ведёт здесь в жизни к преображению.

Ещё один урок Святого Преображения: мы, христиане, размышляя о нашей жизни, о нашем уме, теле, душе, воспринимаем их как отдельные части. Мы говорим: "Вот это время нашей душе, попечёмся о ней в старости. А вот тело наше. Оно хочет есть, пить, в старости болеет. Будем заботиться о нём". Потом с грустью смотрим, как наши товарищи, братья и сестры, сколько они ни любили ухаживать за своим телом, а вот уже лежат холодные и являются добычей могилы. И то тело, которое мы питали и лечили, оно уже стало прахом. На самом деле всё в человеке гармонично и соединено, и одно помогает спасению другого. В спасении участвуют и тело и душа и ум. Преображению - то есть Божественному изменению под влиянием благодати - призвано всё: и ум, и тело и душа. Мы думаем, что душа сама по себе, а тело само по себе. Никак нет. Христос показал, что Его человеческое тело преобразилось, оно стало настолько в согласии с Его Божественной душой, что не мешало благодати Божией действовать в Его существе. Этот образ Христа, явленный на горе Преображения, действенен и для каждого из нас. Для нас также важна забота о нашем теле, как важна забота и о душе. Должны мы и питать своё тело, и лечить, и заботиться о нём, но не сверх души. Потому что очень часто мы наблюдаем две противоположности в жизни христианина: либо мы забываем о душе и заботимся о теле, исполняя любые его желания, и когда встаёт выбор сделать больше для тела или для души, мы бросаем всё, что нужно для души - молитву, покаяние и пост, и обращаемся больше к телу - лекарство, еда, отдых и т.д. Или наоборот: мы начинаем издеваться над телом, особенно часто это видно в посте. Когда мы увеличиваем пост, когда тело и так болит, а мы его заставляем поститься и нам кажется, что тело - это враг, которого надо победить, и оно, правда, побеждается, но потом этот побеждённый враг становится не союзником, а предателем. И в самый неожиданный момент оно может подвести нас в духовной жизни, и заболеть такими скорбями и болезнями, что душа уже и сама не сможет опереться на своё поломанное тело. Поэтому надо иметь в жизни правильную расстановку приоритетов - и о теле заботиться, и о душе не забывать. И уму давать смирение и знание, и все три составляющие - ум, тело и душу вести по пути Преображения, то есть по путям благочестия: поста, молитвы и покаяния.

Братья и сестры! Сегодня мы вспоминали событие Преображения. Будем для себя ставить задачу быть со Христом. У каждого человека своя гора. Мы каждый взойдём на эту гору Преображения. Но мы видим, что Христос взошёл на неё великими скорбями. Он бы гоним, обижаем, ненавидим, но любил всех. Вот и весь путь. Мы на Христа похожи тем, что у нас тоже есть скорби. Но мы на Христа не похожи потому, что мы никого не любим. Нам осталось самое простое, но и самое сложное: полюбить окружающих нас Христовой любовью. Но это великий подвиг, и возможен он только при одном условии - если Христос будет жить в нас. Если Христос войдёт в нашу душу и будет жить в нас, то Его благодать будет сиять в нас через наши слова, ум, через наше тело. И будем мы красивы духовно. И будем мы преображены уже в этой жизни, и будут люди к нам тянуться. Христос простит окружающих, и мы, соединённые с Ним, тоже. Христос полюбит окружающих, и мы, соединённые с Ним, тоже - этой Божественной Любовью, которая и есть благодать. Евангелист Иоанн Богослов так и сказал: "Бог есть любовь". Значит благодать - это Божия любовь. Если в нас есть любовь, значит, в нас есть благодать, и она будет нас преображать. Братья и сестры, я желаю нам всем благодати Божией, чтобы она пребывала в нас, успокаивая житейские волнения, и чтобы Господь помог нам в подвиге Любви и Преображения! Аминь.

Священник Сергий Ксенофонтов
Проповедь на праздник Преображения Господня.
Село Пристанное, Саратовский район, 19 августа 2013 года.

© 2011-2013 • Троицкое благочиние Саратовской епархии Московского Патриархата Русской Православной Церкви • hramysaratova@mail.ru