Главная


Наш баннер

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Престольный праздник храма во имя святой равноапостольной Марии Магдалины

4 августа (22 июля по старому стилю) отмечает свой престольный праздник храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Домовая церковь во имя равноапостольной Марии Магдалины при Мариинском институте благородных девиц была освящена в 1857 году и располагалась изначально на третьем этаже нового институтского здания, впоследствии была переведена в помещение, пристроенное к институтскому корпусу. В 1918 году по решению железнодорожной комиссии храм был закрыт. В советские годы в его помещении располагался концертный зал. 6 лет назад храмовое помещение было официально передано церкви. Силами настоятеля храма иерея Алексия Абрамова и членов складывавшейся общины был проведен полный ремонт, устроен иконостас, установлены престол и жертвенник, и в Неделю о блудном сыне отец Алексий совершил в новом храме Чин положения Святого Антиминса. 4 августа 2005 года первую Божественную литургию в возрождаемом храме совершил Преосвященнейший Епископ Саратовский и Вольский Лонгин. В храме хранится ковчег с частицей мощей святой равноапостольной Марии Магдалины.







О христианском призвании и служении женщины

О Христе Иисусе нестъ мужеский пол, ни женский, вси бо едино... (Гал. 3, 28).

В этих словах святого Апостола выражена та, неведомая древнему дохристианскому миру, истина, что все люди без различия пола, - как и других внешних неодинаковых человеческих состояний и положений, - равны пред Богом по нравственной своей природе, все одинаково призваны к вере и спасению во Христе, все равно приемлют благодатные средства Его и одинаково могут достигать совершенства христианского, святости и наследия Царства небесного. И эта истина оправдана, братия, бесчисленными примерами из истории христианского благочестия: в числе истинных последователей Христовых, достигших высоких степеней святости, во все времена были и жены, просиявшие во всех тех же добродетелях, какими заявили себя в разные времена мужи-подвижники христианского благочестия. Такова в особенности была ныне ублажаемая св. Церковью святая жена мироносица Равноапостольная Мария Магдалина. Кто в Церкви Христовой выше апостолов? А сия жена признана, как после и иные св. жены, равноапостольною. Подлинно, Апостольское слово: несть мужеский пол, ни женский о Христе Иисусе сбылось на святой Марии Магдалине еще прежде, чем было произнесено св. Апостолом.

Чем же стяжала св. Мария Магдалина высокое наименование равноапостольной? Ответ дает житие равноапостольной жены, рисующее нам высокие добродетели и великие подвиги и труды ее в благовестии Христовом. Дочь родителей - сириян "от гор Магдальских" (Чет. Мин. 22 июля) или из города Магдалы, Мария была исцелена Господом от ужасной болезни беснования (Марк. 16, 9; Лук. 8, 2) [2]. Это великое благодеяние навсегда вселило в сердце ее пламенную любовь и непоколебимую преданность Господу, - любовь и преданность, уступавшие в силе, пламенности и постоянстве только любви Пресвятой Богоматери к Божественному Ея Сыну. По примеру Пресвятой Девы, Мария Магдалина с сонмом других благочестивых жен и во главе их посвятила себя Господу. Чистая, беззаветная любовь к Божественному Учителю влекла благочестивых жен за Ним всюду в Его путешествии с проповедью Евангелия (Марк. 15, 40-41; Лук. 8, 2-3). Не выступая сами на поприще какой-либо общественной деятельности, они свидетельствовали свою преданность и любовь Господу, нас ради обнищавшему (2 Кор. 8, 9) и не имевшему, где главы преклонити (Лук. 9, 58), - трудами рук своих и имениями своими (Лук. 8, 3). Здесь, в этом непосредственном движении чувства любви к Господу, коренилась вместе и глубочайшая сила убеждения в божественной истинности и спасительности учения Господа Спасителя. Это сказалось в нравственном участии св. Марии Магдалины в страданиях Его. Когда Господь шел положить душу Свою за спасение мира, она с другими неутешными женами (Лук. 23, 27) следовала за Ним на Голгофу, и там сначала издалека с трепетом взирала на распятие Господа (Марк. 15, 40), а затем, по неудержимому влечению любви, забыв всякий страх, приблизилась к самому кресту Христову вместе с Богоматерью и другими женами (Иоан. 19, 25), и здесь своею нежною сострадательностью облегчала скорбь Богоматери, а силою горячей веры и пламенной любви удостоилась сострадать Самому Господу и принять в свое сердце Его последний вздох. Поистине любовь Марии Магдалины к Господу была крепка, как смерть (Песн. 8, 6) или даже крепче самой смерти, поскольку смерть Господа нимало не ослабила, не охладила ее пламенной любви к Господу. В те страшные часы, когда все оставили Господа (Матф. 26, 56; Лук. 23, 48), когда и Сама Матерь Божия, изнемогшая от невыразимых душевных страданий, удалилась от креста Божественного Сына Своего с Его возлюбленным учеником (Иоан. 19, 27), Мария с немногими другими женами оставалась при возлюбленном Учителе. Они сидели против гроба (Матф. 27, 61), наблюдая, как Иосиф с Никодимом погребали тело Господа (Марк. 15, 47). Пламень любви к Божественному Мертвецу пылал в сердцах их, и, заметив, что Иосиф и Никодим в поспешности лишь покрыли тело пеленами и обсыпали благовониями, но не помазали его ароматами (Иоан. 19, 39-40), как то делалось при иудейских погребениях, они твердо решили восполнить это опущение и воздать последний долг возлюбленному Учителю. И действительно, проведя субботу в покое по иудейскому обычаю (Лук. 23, 56), Мария Магдалина в глубокое утро следующего дня с немногими подругами спешит с ароматами ко гробу Спасителя (Матф. 28, 1; Иоан. 20, 1; Марк. 16, 1-2). Ни мрак ночи, ни уединенное положение гроба Господня близ страшной Голгофы, ни страх иудейский - ничто не могло удержать благочестивых жен от выполнения долга любви: они спешат ко гробу с одною мыслью скорее помазать ароматами тело Господа. Когда затем они нашли камень гроба отваленным, и Мария Магдалина возвестила об этом апостолам Петру и Иоанну, а они побывали у гроба и в недоумении отошли от него и возвратились (Лук. 24, 11), Мария Магдалина одна стояла у гроба и горько плакала (Иоан. 20, 11). За эту-то пламенную любовь, какой, по-видимому, не имели и самые близкие ученики Господа, Мария Магдалина удостоилась первою из всех последователей Господа, раньше самих апостолов (Марк. 16, 9), видеть Воскресшего и благовестить о Нем ученикам Его; лишь Богоматери, по преданию, Воскресший Господь явился еще прежде. Вместе с другими благочестивыми подругами своими и во главе всех их Мария Магдалина перешла в историю христианской Церкви с именем Мироносицы - именем, свидетельствующим о великом подвиге любви и усердия их к Господу. Явившись первою благовестницею воскресения Христова в тесном кругу апостолов, Мария Магдалина, затем, как свидетельствует предание (см. Чет. Мин. 22 июля), оставила дом, друзей и отечество и посвятила жизнь свою трудам благовестия. С проповедью о воскресении Христовом, с благовестием евангельским, она обтекла многие страны, между прочим посетила Рим. Здесь она получила доступ в императорский дворец Тиверия, которому поднесла красное яйцо - символ возрождения человечества кровию и воскресением Христа, - с проповедью о воскресении Христовом и вообще искупительном деле Его. Из Рима прибыла в Ефес к Апостолу и Евангелисту Иоанну Богослову и здесь с Апостолом апостольски трудилась до самого честного своего преставления и была погребена при входе в ту пещеру, в которой после семь ефесских отроков почти три века почивали чудесным сном. Впоследствии, при греч. императоре Льве Мудром, мощи ее были перенесены в Константинополь и положены в обители праведного Лазаря, которого Господь воскресил из мертвых. Так Мария Магдалина при жизни столь ревностно проповедовавшая о воскресении Господнем, и по смерти как бы желала вещать о воскресении же, когда почивала в местах, особенно напоминающих и утверждающих истину воскресения.

Таковы были, братия, труды и подвиги св. Марии Магдалины. Подлинно они являют не женскую немощность, а великую силу духа христианского, свойственную лишь таким избранным натурам, каковы, например, были апостолы. И, конечно, не жены только, но и мужи в Церкви должны всегда подражать высоким добродетелям и подвигам Равноапостольной жены. Если св. Мария Магдалина в одержавшем ее недуге взыскала и обрела благодатной помощи у Врача душ и телес, то не должны ли и все мы в постигающих нас болезнях и скорбях искать первее всего исцеления и утешения у Господа? Если затем св. Мария в благодарение Господу за исцеление посвятила всю жизнь свою на служение Господу, в особенном смысле "хранила оправдания и законы" Христовы (тропарь св. Марии Магдалины), то не есть ли это долг и каждого из нас, получающих от Бога и "живот и дыхание и вся" (Деян. 13, 25)? Не обязывает ли и нас пример св. Марии сделать правилом жизни нашей - оправдания и законы Христовы - быть творцами дела, а не слышателями только (Иак. 1, 25)? Мария Магдалина служила Господу от трудов и имений своих; и общий всех наш долг служить Господу в лице Его меньших братий делами милости, которые Он благоволит вменять Себе (Матф. 25, 35-45). Мария Магдалина в годину страданий и смерти Господа как бы сострадала и сраспиналась Ему силою веры и любви - и для всякого, носящего имя христианина, мысль благоговейная о Христе распятом, перенесение духом к страждущему за мир Господу, есть и непременный долг и спасительная потребность (ср. 1 Кор. 2, 2). То великое усердие, с каким Мария уготовила Господу и несла ко гробу Его ароматы, та настойчивость в искании тела Господа Иисуса, какую проявила она при гробе пока не узрела Воскресшего из гроба, напоминают всем христианам о долге всегдашнего искания Господа с ароматами благоговейной молитвы, умиления и добрых дел. А апостольская проповедь Равноапостольной жены о воскресшем Христе в течение всей ее жизни, по истине говорит нам об обязанности нашей жить не себе, но Умершему за нас и Воскресшему (2 Кор. 5, 15), исповедуя Его всю жизнь свою словом и делом.

Но все эти подвиги и добродетели ублажаемой ныне св. Марии Магдалины потому особенно удивительны и вместе поучительны, что совершены они женою, которая по своей природе есть "сосуд немощнейший" (1 Петр. 3, 7) в сравнении с мужем. Известный отечественный проповедник и Учитель Церкви говорит: "Когда видите высокую и сильную доблесть в лице мужа, вы не столько удивлены, сколько удовлетворены, найдя вполне то, чего можно было ожидать и требовать от сей природы. Но когда такую же доблесть встречаете в немощном естестве жены, ваше ожидание превышено, и вы не только довольны, но и удивлены. Например, смотря на Иакова, который, чтобы утишить несправедливую вражду брата, добровольно осуждает себя на изгнание из родительского дома, и, не взяв с собою ничего из наследства богатого отца, с одним странническим посохом идет в отдаленную страну, без сомнения, с чувством удовольствия скажете вы: это великодушно, это достойно сына Исаакова, внука Авраамова. Но когда посмотрите на Руфь, которая, по любви к свекрови, беспомощной иноплеменнице, и по уважению к ее добродетели и благочестию решается оставить свое родство и отечество и, будучи самою Ноемминью удерживаема от сего трудного и, по-видимому, безнадежного подвига, не колеблется и говорит Ноеммини: идеже идеши ты, и аз поиду, и идеже водворимися ты, водворюся и аз, людие твои - людие мои, и Бог твой - Бог мой (Руф. 1, 16-17), при виде сей мужеской в жене крепости духа, сего восторга добродетели, вы не только довольны, но и удивлены и тронуты" [3]. Удивление это, впрочем, препобеждается и разрешается тем апостольским изречением (Гал. 3, 28), с которого мы начали свое слово. Во Христе, говорит Апостол, несть мужеский пол ни женский: вседействующая благодать Божия во Христе равно изливается и на женскую душу, как и на мужскую, а потому и все блага царства Христова доступны столь же и жене, как мужу: жена - Мария Магдалина св. Церковью почтена и почитается наравне с мужами - апостолами. Однако звание христианское и благодать Божия не подавляют и не уничтожают и природных свойств женской души и природы в ее отличии от мужеской половины человеческого рода. Напротив, эти природные свойства женщины в христианстве лишь получают высшее благодатное освящение и, в свою очередь, служат к более полному воплощению христианства в жизни человечества.

Читая Евангельскую Историю, мы не можем не заметить, что жены самых неодинаковых общественных положений оказывались, как бы преимущественно пред мужами, восприимчивыми к благодатному воздействию на них личности Божественного Учителя и Его учения. Нигде в Евангелии не говорится о каком-либо проявлении злобы и вражды к Господу со стороны жены. Напротив, жена всюду пытается, где только может, умягчить тернистый путь Господа, особенно в последние дни Его земной жизни. Не только те избранницы, во главе которых стояла св. Мария Магдалина, являли нежную, трогательную любовь к Господу, но подобное творили и жены, не принадлежавшие к их кругу: жена Пилата делает трогательное, хотя и не достигшее цели, усилие спасти жизнь Величайшего Праведника (Матф. 27, 19); целый сонм иерусалимских жен плачут и рыдают о Спасителе, ведомом на распятие (Лук. 23, 27). И нужно ли говорить, что здесь вместе с природною сострадательностью сказывалась и глубокая восприимчивость к спасительному учению Господа? О жене Пилата предание свидетельствует, что она вскоре сделалась христианскою (с именем Прокула). Вспомним еще о жене Хананеянки, веру которой назвал великою Сам Господь (Матф. 15, 28), и о жене грешнице, многие грехи которой простил Он за то, что она возлюбила много (Лук. 7, 47). Своим послушанием гласу Господа, своею любовью и преданностью Ему жены, упомянутые в Евангелии, как бы стремятся загладить грех непослушания и нелюбви к Богу со стороны Праматери Евы и предваряют мужей в усвоении учения евангельского и жизни во Христе. Воодушевленные силою веры и самоотверженной любви, они чувством предваряют и углубляют то, что затем разрабатывается просвещенною мыслию и учением апостолов. Будучи по природе существом более страдательным, чем деятельным, женщина обладает душою особенно нежною, чувствующею, впечатлительною ко всякому новому влиянию, особенно же к божественному веянию благодати. А так как дело веры и благочестия коренится в сердце и питается сердечною теплотою благоговения и молитвы, то в совершении святых подвигов веры и благочестия жена нередко идет и должна идти впереди мужа. Если в Евангелии первыми провозвестницами и проповедницами воскресения Господа явились жены мироносицы, то в истории просвещения народов светом Евангелия особенное значение имели женщины, бывшие нередко первыми светочами и насадительницами св. веры в своем народе, например, у нас св. равноапостольная Ольга. Женское сердце способно дать жизнь и теплоту в той священной области веры, где мужской рассудок может порождать холод и мертвенность [4].

Для святого подвига веры и благочестия у женщины есть особая, ей по преимуществу принадлежащая, область - область семьи. Семья христианская есть малая Церковь и первоначальная община, в которой полагаются начатки тех явлений, из которых затем слагается общественная жизнь во всем ее разнообразии. Выступая на общественную деятельность, каждый из нас приносит с собою черты и особенности духа, выработавшиеся в тишине родного крова. Душою же тесного домашнего крова, хранительницею святости семейного очага является и всегда должна оставаться женщина, в качестве ли матери, супруги, сестры или дочери. Женщина должна - силою присущей ей теплоты веры и чувства - созидать в своем доме такую атмосферу, при которой все бы здесь дышало благочестием, молитвою, теплою верою и любовью.

В этой малой Церкви нет святее обязанности, как воспитание детей по духу Христову, и эта святая обязанность с первых дней бытия дитяти вверяется Богом, Церковью и самою природою матерней любви. Церковь и общество всегда с самыми живыми надеждами и вместе тревожными опасениями взирают на семьи, как духовные питомники, приготовляющие для них будущих членов. И сколько знает история Церкви таких героев веры и благочестия, истинных исполинов духа, которые были обязаны большею частью своей духовной высоты и совершенства воспитанию в семье, более всего со стороны матери. С воспоминанием о св. Григории Богослове нераздельна мысль о воспитавшей его благочестивой матери Нонне, в житии св. Василия Великого вы непременно читаете о святых женах матери его Емилии и старшей сестре Макрине, столь много сделавших для воспитания будущего подвижника; память великого Иоанна Златоуста неотделима от мысли о матери его Анфусе, всем пожертвовавшей для воспитания сына. Церковь не имела бы в числе знаменитых учителей своих блаж. Августина, если бы Промысел не уготовал его обращение чрез увещания, молитвы и слезы матери его Моники.

Св. Мария Магдалина с другими евангельскими женами примером своим дают видеть и современной женщине также меру и способ участия и в более широкой области - жизни общественной. Как эти жены появлялись в обществе лишь в деле служения любви, так и для жен всех времен широкое и разумное участие в общественной благотворительности есть самая естественная форма участия в общественной жизни. Высокий пример Благочестивейшей Государыни Марии Феодоровны, под покровительством Которой находится столько благотворительных и просветительных учреждений, да ободрит и всех дщерей отечества нашего к посильному участию в святом деле любви и благотворительности, частной и общественной.

Некогда, в тяжкое время для ветхозаветного Израиля, пред наступлением вавилонского плена, пророк Божий, утешая народ Божий, изрек: "Господь сотворит на земле нечто новое: жена спасет мужа" (Иер. 31, 22).

Будем, братия, и мы молить Господа, чтобы в трудные времена, переживаемые нашим отечеством и нашею Церковью, Господь сотворил на спасение нового Израиля новое: пусть спасется наша жизнь, наше благо, наша вера не самонадеянною крепостью и мудростью мужа, но смирением, теплотою веры и любви жен благочестивых. Аминь.

Примечания:
[1] Произнесено в Киево-Софийском кафедральном соборе.
[2] Некоторые в виду этого обстоятельства считали св. Марию Магдалину дочерью Ханеянки или Сирофиникиянки, которая (дочь) тоже была исцелена Господом от беснования в пределах Тира и Сидона (Матф. 15, 21 сл., 8, 24 сл.). Но местоположение г. Магдалы - удаленное от Тира и Сидона - не согласуется с тем; да и хананейское происхождение последней исцеленной отличает ее от Марии.
[3] Митр. Моск. Филарет. Слова и Речи, т. V (изд. 1885), стр. 193.
[4] Проф. В. Ф. Певницкий. Сборник слов, произнесенных в церкви Киево-Братского монастыря на вечернем богослужении, известном под именем пассии. СПб. 1905, стр. 121-125.

Протоиерей Александр Глаголев.
Слово в день памяти св. Равноапостольной Марии Магдалины и тезоименитства Государыни Императрицы Марии Феодоровны 22 июля 1907 года.

© 2011 • Центральное благочиние Саратовской епархии Московского Патриархата Русской Православной Церкви • hramysaratova@mail.ru