Главная


Наш баннер

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Преподобные Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы

11 июля по новому стилю (28 июня по старому) совершается память преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Преподобные Сергий и Герман были основателями иноческой жизни на Валаамском острове Ладожского озера и жили в первой половине XIV столетия. Православное христианство в окрестностях Ладожского озера стало распространяться с начала XIII века, но с 1249 года шведы, завоевав эту область, начали силой вводить католичество. Шведский король Магнус насильно перекрещивал народ в окрестностях города Орешка (Шлиссельбурга), а многие из насильно обращенных к католичеству при первом удобном случае снова уклонялись в язычество. В это время преподобные Сергий и Герман, поселясь на Валааме, основали там иноческую обитель и поддерживали православие как учением, так и примером своей жизни. Братство иноков, собранное преподобными, было довольно многолюдное, устав монастырский отличался строгостью. Кончина Сергия и Германа последовала около 1353 года. Мощи их почивают под спудом в соборном монастырском храме Преображения на Валааме.

При этом кратком жизнеописании преподобных нам рисуется следующая картина: на сотни верст раскинулся дремучий лес, ни города, ни селения, ни пути по нему. Один лишь шум деревьев и вой зверей оглашают воздух. По времени является в эти дебри на жительство по виду убогий пустынник. Основывает себе жилище. Одновременно с ним селятся в этих лесах и еще несколько отшельников. На первых порах - ничего особенного, никакой почти перемены. Нет-нет, промелькнет разве с той поры пред вашим взором пешеход - один, другой, - возжаждавшие слова назидания, и с этой целью отыскивающие по едва проходимым дебрям "старца праведного". Но проходит несколько десятилетий, а еще ближе к делу - несколько столетий, и узнать нельзя местности. Там, где была убогая обитель образуется чуть не город. Где так еще недавно царило полное безлюдье, видим жизнь, и жизнь полную, повсюду. Селения украшаются святыми храмами: по лесам несутся раскаты благозвучных церковных колоколов, на лазури небесной, точно звезды, блестят поверх лесов золотые главы и кресты. Неправда ли, какое отрадное для чувства христианского превращение - не бесплодное (согласитесь с тем!) и в гражданском даже, бытовом отношении!

Это последнее обстоятельство особенно стоит отметить. Кому и вся наша Русь обязана христианским просвещением, как не иночеству. Кто у нас апостольствовал в Сибири? Кто разносил по тундрам понятия об истинном назначении человека, о его обязанностях и лучших условиях бытовой жизни? Кто вместе с верой учил их сторить жилища, заводить хлебопашество и т.д.? Это - опять-таки, никто иные как иноки, главным образом, монашествующая братия. Да, многим обязана наша Русь православному монашеству! А если так, то не слушайте тех, которые проповедуют, что монашество есть извращение человеческой природы - что оно бесполезно в общем строе народной жизни и т.п. Нет, други мои, иночество, правильно поставленное, это - душа народной жизни. В нем мы имеем то свято семя, которым, по слову Писания, стоят и держатся царства и народы (Пс. 6, 15). Без него... оскуде преподобный - сами знаете, что дальше сказано в писании: и умалишася истина от сынов человеческих. А умаление истины, пренебрежение к ней - известно, к чему ведет народы: и опустошит всю землю беззаконие и злодейство превратит престолы сильных (Прем. Сол. 5, 24). Приведем и еще одно замечание премудрого (Притч. 11, 10-11): во благих праведных исправится град и в благословении правых возвысится, усты же нечестивых раскопается.

Протоиерей А. Белоцветов.
Панорамная фотография взята с сайта Валамского монастыря valaam.ru

© 2011 • Центральное благочиние Саратовской епархии Московского Патриархата Русской Православной Церкви • hramysaratova@mail.ru