|
Святой преподобномученник и исповедник Стефан Новый
11 декабря (28 ноября по старому стилю) Церковь чтит память святого преподобномученика и исповедника Стефана Нового. Частица его святых мощей пребывает в Духосошественском кафедральном соборе Саратова.
Святитель Стефан Новый жил в тот период, о котором несколькими веками раньше предупреждал святитель Иоанн Златоуст: Еще живо потомство Иезавели. Еще беснуется Иродиада. Так особенно явственно ожила злоба древних святотатцев в императорах-иконоборцах.
Святой преподобномученик и исповедник Стефан Новый родился в 715 году в Константинополе в благочестивой христианской семье. Родители его, имея двух дочерей, молили Господа о рождении сына. Новорожденного Стефана мать принесла во Влахернский храм во имя Пресвятой Богородицы и посвятила Богу.
В то время правил император Лев Исавр (716 - 741), начавший гонение на святые иконы и их почитателей. У истоков иконоборческой ереси стоит еще одна личность, загадочная и зловещая: некто Висир. Этот византийский военачальник, попав в плен к арабам, принял мусульманство и сумел стать советником халифа Иезида II. Висир вошел в тесную дружбу с иудейскими раввинами и с их помощью убедил халифа начать гонения на христиан. Гонение было проведено именно в форме иконоборчества: уничтожения "человеческих изображений" и их защитников.
Спровоцировав гонения на живущих в халифате христиан, Висир словно бы выполнил там свою задачу. Он вернулся в Константинополь и демонстративно вновь "принял христианство". И этого темного интригана, уже запятнавшего себя вероотступничеством и изменой родине, император Лев Исавр возвеличил, сделал своим фаворитом. Подстрекаемый Висиром, император решил нанести удар Церкви Христовой.
Святой Патриарх Герман Константинопольский предупреждал императора Льва: мирская власть не властна судить об истинах вероучения; это - дело Вселенских Соборов. Святитель Герман говорил: Я готов пролить кровь за образ Христа моего, Который пролил Свою Кровь, чтобы обновить падший образ моей души. Ясно, что бесчестие, наносимое образу Христову, относится и к Первообразу - то есть к Самому Христу. Равно и честь, возносимая перед образом Его, относится к Господу. Поэтому нам, верным рабам Христовым, подобает и умереть за почитание Господа нашего. Однако ни слова Патриарха, ни доводы разума не могли убедить императора Льва Исавра - первого злейшего иконоборца, паче же христоборца.
Первый шаг иконоборчества был наглым принародным кощунством. Императорский чиновник взобрался на Халкопратию - ворота дворцовой площади - и стал топором рубить лик помещенного там образа Христова. Толпа верующих, возмущенная чудовищным поруганием, сбросила кощунника на землю и разорвала в клочья. Император Лев приказал казнить "бунтовщиков": так пострадали первые славные мученики за святые иконы.
Весть о совершенном в Константинополе неслыханном кощунстве облетела ближние и дальние края. Восстала Эллада. Гневные послания шли в Царьград из европейских Церквей. Православные люди не желали сносить поругания своих святынь. Видя, что шатается его трон, Лев Исавр несколько унялся в своей еретической ревности.
Иконоборчество Византийских императоров стало причиной распада единой державы на Восточную и Западную. Таков земной плод деятельности кесарей-еретиков, которых некоторые новейшие историки восхваляют как удачливых полководцев и реформаторов.
***
Православные родители святого Стефана, тяготясь окружающим нечестием, удалились из Константинополя в Вифинию, а своего шестнадцатилетнего сына отдали в послушание блаженному Иоанну, подвизавшемуся в уединенном месте на горе святого Авксентия. Более 15 лет пробыл святой Стефан у блаженного Иоанна, целиком предав свою волю этому духоносному старцу, обучаясь у него иноческому деланию. Здесь же Стефан получил известие о том, что умер его отец, а мать и сестры приняли монашеский постриг. Через некоторое время скончался и наставник святого, блаженный Иоанн. С глубокой печалью Стефан предал погребению его честное тело, а сам продолжал иноческий подвиг в его пещере. Вскоре к подвижнику стали приходить иноки, желавшие учиться у него добродетельной и спасительной жизни, постепенно образовался монастырь, игуменом которого стал святой Стефан. В сорокадвухлетнем возрасте игумен Стефан покинул созданную им обитель и ушел на другую гору, на вершине которой, в уединенной келлни, пребывал в глубоком затворе. Однако и здесь вскоре создалась община иноков, ищущих духовного наставничества святого Стефана.
Льва Исавра на императорском престоле сменил его сын, Константин V (741 - 775). Этот император получил в истории срамное прозвище Копроним, то есть Навозник (по-русски это точнее передается еще более крепким словом). Это имя Копроним получил еще в младенчестве, потому что обделался в купели святого Крещения. Бывший восприемником царского сына, святой Патриарх Герман ужаснулся и предсказал: Это дитя, когда возмужает, церковную святыню осквернит еретичеством и прольет много крови благоверных рабов Христовых. Пристрастием к разного рода экскрементам Копроним отличался и впоследствии: он любил обмазываться лошадиным навозом, уверяя всех, что это очень приятно и полезно для здоровья.
Трудно представить себе личность более омерзительную, чем Константин Копроним. Ненасытный в жестокостях и разврате, сладострастный палач и мужеложник, он умер от злейшей формы сифилиса. Ко всему священному Копроним питал патологическую ненависть; его хулы на святую веру, которые с содроганием передает летописец, поистине чудовищны. Для вящего надругательства над Церковью к участию в своих пьяных оргиях Копроним привлек некоего расстригу-монаха, прозвав его "веселый авва".
И такой сосуд всяческой мерзости, как Константин Копроним, дерзал умствовать о Пречистом Божестве! Поразительно: Навозник "богословствовал" - написал обширнейший трактат, в котором "доказывал, что иконам поклоняться не следует". Льстецы называли его "тринадцатым апостолом": и впрямь, Копроним вполне под стать Иуде Искариоту.
Своим зловонным "богословием" император не ограничился - по его приказу шло массовое истребление православных, в первую очередь - монашества. Все многочисленные святые обители Царьграда были разгромлены, их имущество конфисковано в императорскую казну. Монахов подвергали зверским истязаниям: отрезали им носы и уши, отрубали руки, жгли огнем бороды и лица, тысячи их были ослеплены и сосланы в рудники. Многих закапывали в землю заживо.
***
Когда императору стало известно об обители святого Стефана, о подвижнической жизни иноков, об их православном благочестии, о даре чудотворений игумена Стефана, о том, что молва о святом Стефане распространилась далеко за пределы монастыря, а имя настоятеля окружено всеобщим почетом и любовью,Константин понял, что в лице игумена Стефана имеет сильного и непримиримого противника его иконоборческим устремлениям, и употребил много сил, чтобы привлечь его на свою сторону или погубить.
Святого Стефана пытались переманить в стан иконоборцев, сначала лестью и подкупом, затем угрозами, но тщетно. Тогда святого оклеветали, обвинив его в сожительстве с инокиней. Однако его вина не была доказана, так как оклеветанная инокиня мужественно отрицала вину и скончалась от истязаний и пыток. Наконец, император приказал заточить святого в темницу, а обитель его разорить. В темницу к святому Стефану были посланы епископы-иконоборцы, чтобы убедить его в догматической истинности иконоборчества. Но святой легко опроверг все доводы еретиков и остался верен Православию.
Тогда император приказал изгнать святого на один из островов в Мраморном море. Преподобный поселился в пещере, и туда вскоре собрались его ученики. Через некоторое время святой оставил братию и принял на себя подвиг столпничества. Слава о подвижнике Стефане и чудесах, творимых по его молитвам, разносилась по всей империи и укрепляла веру. и дух Православия в народе.
Император приказал перевести Стефана в темницу на остров Фарос, а затем представить его на суд. На суде святой опроверг доводы еретиков, судивших его, объяснил догматическую сущность иконопочитания и обвинил иконоборцев в том, что, хуля иконы они возводят хулу на Христа и Богоматерь. Для доказательства святой показал золотую монету, на которой было изображение императора. Он спросил судей, что сделали бы они с человеком, который, бросив монету, стал бы топтать ее ногами. Ему ответили, что такой человек был бы непременно казнен за то, что обесчестил образ царя. На это святой Стефан сказал, что еще большая кара ждет того, кто бесчестит образ Царя Небесного и Его святых, бросил монету на землю и стал попирать ее ногами.
Император приказал в оковах отправить святого в темницу, где уже томились 342 старца, осужденных за почитание икон, В этой темнице святой Стефан пробыл одиннадцать месяцев. утешая заключенных. Вместе с ними совершал он молебное пение, часто исполняя тропарь Нерукотворному Образу Спасителя. Люди во множестве приходили к темнице и просили святого Стефана помолиться о них.
Император, узнав, что святой и в темнице создал монастырь, где постоянно идет моление и почитаются святые иконы, послал двух своих самых любимых слуг, братьев-близнецов, чтобы они до смерти забили святого. Когда братья вошли в темницу и увидели осиянное Божественным светом лицо преподобного, они упали ему в ноги, просили прощения и его молитв, а царю сказали, что исполнили приказ. Но император узнал правду и прибегнул еще к одной лжи. Сказав своим воинам, что святой якобы хочет свергнуть его с престола, он направил их в темницу. Святой исповедник сам вышел навстречу разъяренным воинам, которые схватили его и поволокли по улицам города.
По приказу императора в этот день даже освободили от занятий константинопольских школьников и заставили детей принимать участие в избиении праведника камнями. Истерзанное тело-мученика бросили в яму, где хоронили преступников.
На следующее утро над Авксентиевой горой появилось огненное облако, затем мгла густая опустилась на столицу и пронеслась жестокая буря, поразившая многих.
***
По приказу Копронима разрушались мозаики, замазывались фрески, сжигались иконы, созданные поколениями благочестивых мастеров. Ранее в Константинополь, как в сокровищницу Церкви, со всех концов империи переносили нетленные мощи святых Божиих - теперь их уничтожали. По свидетельству очевидца, "исчез и самый слух о мощах святых угодников". В Царьграде царствовало еретическое безумие.
Своему христоборчеству Копроним хотел придать вид "церковной законности". Для этого был им созван "собор", получивший в истории название "разбойничьего соборища". Проведению этого собрания предшествовала чистка духовенства: расправа со стойкими иконопочитателями. Оставались криводушные и малодушные, из угодничества или страха перед императором готовые подписать все, что ему было угодно. Один из покаявшихся участников такого "императорского мероприятия" воскликнул: "Где мечи и палки, какой уж тут собор!" В целях утверждения ереси иконоборцы прибегли к подлогу: демонстрировались таблички с иконоборческими изречениями, якобы принадлежавшими святым отцам Церкви. В то же время еретики заметали следы своей лжи: из книг святых отцов вырывались страницы, призывающие к почитанию священных изображений, а иногда святоотеческие творения просто сжигали. Но, несмотря на все коварство и ярость гонителей, верные продолжали отстаивать святые иконы.
Преемник Копронима, император Лев IV Хазар, также был еретиком. Однако (к счастью для Церкви) он больше занимался земной политикой, чем вопросами веры, и при нем иконоборческие страсти утихли.
***
Вдова Льва IV святая императрица Ирина сделала все, чтобы вернуть Церкви спокойствие и чистоту истинной веры. Во времена ее регентства был созван VII Вселенский Собор под председательством святого Патриарха Тарасия Константинопольского.
Отцы Собора без труда разоблачили все злоухищрения еретиков и единодушно постановили:
Мы храним без нововведений все церковные предания, установленные для нас письменно и без писания. Одно из них есть изображение иконной живописью как согласное с рассказом о евангельской проповеди, служащее нам удостоверением подлинного, а не призрачного Воплощения Бога Слова. Ибо вещи, которые указывают взаимно друг на друга, без сомнения, и уясняют друг друга.
Чем чаще через изображения на иконах бывают видимы лица Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, непорочной Владычицы нашей Пресвятой Богородицы, также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей, - тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и любви к ним.
Однако благодатным покоем Православная Церковь наслаждалась меньше тридцати лет. Голос вдохновленных Духом Святым отцов VII Вселенского Собора был заглушен рычанием нового зверя на троне - императора Льва V Армянина.
Лев Армянин сделал иконоборчество методичным, создал в империи атмосферу тотального сыска и доносительства. Хранение святых икон стало считаться государственным преступлением. Повсюду рыскали императорские шпионы, и неотвязный страх перед гонителями заставлял многих малодушествовать, отрекаться от своих святынь.
В это тяжкое время словно бы сам святой Иоанн Предтеча воздвиг сильного духом воина Христова на борьбу с ересью. Еще в V веке благочестивый проконсул Студий воздвиг в Царьграде великолепный храм в честь Крестителя Господня, а при нем основал монастырь, названный Студийским. Бесноватый Копроним разгромил эту обитель наряду с другими монастырями Царьграда. Когда в Церкви наступило затишье, Студийский Предтеченский монастырь был восстановлен великим подвижником - преподобным Феодором. Он составил прекрасные песнопения в честь святого Иоанна Крестителя. Преподобный игумен монастыря Предтечи Господня Феодор Студит пламенным словом противостал злочестию Льва Армянина.
Преподобного Феодора бросили в темницу, пытали голодом и жаждой, подвергали пыткам и всяческим надругательствам. Но и из заточения святой исповедник не уставал призывать верных на защиту иконопочитания, ободрял малодушных, вдохновлял людей на подвиг во имя Христа Спасителя. Голос преподобного Феодора Студита был слышен во всем христианском мире.
Злой еретик погиб злой смертью. Лев Армянин был убит в результате дворцового заговора. Его умертвили в храме, в самом алтаре, куда он забежал, пытаясь скрыться от преследователей. Император схватил с престола крест и им стал отмахиваться от убийц; но ему отсекли руку с крестом, а потом и голову. Увидев в этом праведную кару Божию, преподобный Феодор Студит сказал: Обнажавшему Божественные храмы и надлежало в храме Господнем увидеть обнаженные мечи. Разрушителю Божественного жертвенника и надлежало не получить пощады у жертвенника.
Страшная смерть Льва V не означала прекращения гонений, которые приобрели особую свирепость при императоре Феофиле. Еретики занялись истреблением мастеров, создававших иконы. Изограф мог сохранить свою жизнь только если соглашался оплевать иконы и попрать их ногами. Не шедших на кощунство казнили после жестоких пыток.
Среди других был схвачен гонителями знаменитый изограф - преподобный Лазарь Писец. За отказ попрать святыни его избили воловьими жилами, а затем придавили ему руки раскаленными железными плитами, чтобы он уже никогда не смог писать иконы. Боль была так сильна, что исповедник потерял сознание и чуть не умер.
Преподобного Лазаря выпустили из тюрьмы по слезной просьбе жены императора, благочестивой Феодоры. Первое, что сделал святой иконописец, оказавшись на свободе, - сожжеными руками написал образ Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Эта икона сразу явила благодатную целительную силу и прославилась как чудотворная. Так Предтеча Христов через свой образ укреплял христиан на отстаивание святых икон.
Когда истина иконопочитания восторжествовала окончательно, преподобному Лазарю Писцу выпала честь утвердить образ Христов там, где некогда началась безумная ересь. Святой Лазарь написал икону Спасителя на Халкопратии - воротах дворцовой площади, с которых свергли святыню первые иконоборцы. Незлобивый преподобный Лазарь всю жизнь молился за своих мучителей, и его молитва была услышана Господом. Палач святого изографа император Феофил покаялся перед кончиной, и отцы Константинопольского Собора 843 года даровали ему прощение.
Константинопольский Собор вновь - и окончательно - утвердил право верных поклоняться святым иконам. Тогда же был установлен светлый праздник Торжества Православия. Святой Патриарх Мефодий, множество духовенства, царица Феодора с малолетним сыном-императором, ликующие толпы народа прошли по Царьграду со святыми иконами и поставили их во всех храмах города.
Память святого преподобномученика и исповедника Стефана Нового празднуется во время Рождественского поста. В дни воздержания нам особенно важно прикосновение к духовной силе и крепости веры святого угодника Божьего, согретого любовью ко Христу, - чтобы всегда хранить себя в бодрости, трезвении, светлом и радостном боголюбии.
***
Тропарь преподобномученика Стефана Нового
глас 4
Постнически предподвизався на горе,/ умная врагов ополчения/ всеоружием Креста погубил еси, всеблаженне,/ паки же ко страдальчеству мужески вооружился еси,/ убив Копронима мечем веры,/ и обоих ради венчался еси от Бога,// преподобномучениче Стефане приснопамятне.
Кондак преподобномученика Стефана Нового
глас 3
Из неплодна, преподобне, корене возрасте ветвь,/ первострадальцу тезоимените,/ монахов наставник велик, отче, явился еси,/ и ярости не убоявся царя,/ не хотяща Христов чествовати образ,/ сего ради скончався,// мученический венец приял еси, Стефане.
При подготовке использованы проповеди митрополита Омского и Тарского Владимира (Икима) и Житие святого преподобномученника Стефана Нового.
|