Главная


Наш баннер

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

В день памяти святых Царственных Страстотерпцев

93 года назад, 4 (17) июля 1918г. в Екатеринбурге, в подвале дома Ипатьева большевики злодейски убили императора Николая II вместе с семьей: императрицей Александрой, наследником престола Алексием и дочерьми — Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией. В 2000 г. Русская Православная Церковь прославила их в лике Страстотерпцев, то есть святых, чей подвиг состоял в стойком перенесении страданий, и не просто перенесении, а раскрытии их спасительного, очищающего смысла, в вырастании «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф.4:13). Св. Царственные страстотерпцы, как и множество других новомучеников и исповедников Российских доказали своей мученической кончиной, что, претерпев видимое поражение от господствующего в мире зла, можно одержать над ним нравственную победу. Несмотря на все страдания, пережитые Императором, сердце его исполнилось светом Христовой любви, о чем мы читаем в одном из писем Великой Княжны Ольги Николаевны: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильней, но что не зло победит зло, а только любовь» .

Великий грех, преступление пред Богом и человеком - убийство ни в чем неповинных людей, женщин, детей. День Их мученической кончины - день нашей скорби, день воспоминания греха цареубийства. Это грех всего русского народа, равнодушно воспринявшего страшную весть о расстреле Царской Семьи. Марина Цветаева, с изумлением писала как люди, слыша на улицах крики газетчиков о расстреле Царя, равнодушно отворачивали глаза, спешили по своим делам... Не нужно длительных исследований, чтобы понять, о какого рода равнодушии здесь речь - это та самая теплохладность, которая отвратительна Самому Богу, от которой труднее бывает обратиться к истинной любви, чем от кромешной ненависти.

Но этот день - и день нашей духовной радости - праздник победы добра над злом. Знать об этом, верить в возможность этой победы очень важно для нас, живущих совсем в других условиях, но искушаемых тем же злом, которое лишь изменило свое обличье. Наша духовная радость происходит оттого, что исполняя заповедь Господню об искании прежде всего Царствия Божьего и правды его, Царская Семья показала смирение, терпение, любовь ко Христу и Его Церкви, любовь к ближнему своему, и достигла этого Царствия. «…Ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь» (Рим. 8: 38 – 39), по слову Апостола Павла, не смогли отлучить их от любви Божией.

Радость наша состоит и в том, что мы обрели новых молитвенников перед Престолом Божиим. Ведь Святой – это спасенный человек, которому Господь в Своем Царстве даровал особую милость молитвенного ходатайства за тех христиан, что составляют Церковь земную. На этой вере основано православное почитание и молитвенное обращение к святым. В то же время, прославление в лике Святых имеет и педагогическое значение. Актом канонизации Церковь призывает подражать жизни святого, ею прославленного. Думается, что в жизни Св. Царственных Страстотерпцев можно особо выделить два великих служения - христианской семьи, «малой Церкви» и христианской власти.

«ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» рассматривают семью «…как домашнюю церковь, единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви. Опыт семейного общения научает человека преодолению греховного эгоизма и закладывает основы здоровой гражданственности. Именно в семье, как в школе благочестия, формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а значит, и к своему народу, к обществу в целом…». Царская Семья явила собой эталон семейных отношений, а ведь нам сейчас так необходимо знать, как сохранить и укрепить наши семьи, как правильно воспитать и вырастить наших детей.

Служение властьпридержащего наверное самое трудное из всех, на которые Бог поставляет человека. Власть без служения жестока и разрушительна. Это отражение пороков народа, причем многократно умноженных. Как писал русский философ Иван Александрович Ильин: «Государство без Бога есть земная каторга». Для Царя – Страстотерпца власть была не самоцелью, а именно служением, причем жертвенным: «Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России- я буду этой жертвой! Да свершится воля Божия» - запишет он в своем дневнике.

Св. Царственные Страстотерпцы пострадали потому, что в сознании палачей были символом своего народа и своей Церкви – Православной России. И потому естественно предположить, что у Престола Божия Царственные Страстотерпцы молятся о России. Но и нам жизненно важно подражать вере святых. Вере, которая, будучи «осуществлением ожидаемого», проявляет себя в делах, немыслима без дел. Невозможно быть православным христианином в храме и в кругу семьи, и переставать быть им в своей общественной и профессиональной деятельности. Нам жизненно важно помнить страшные слова Спасителя: «Горе вам, что украшаете памятники праведников и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков». (Матф. 23: 29–30). Жизненно важно потому, что не изменяясь внутренне и внешне, не принося достойный плод покаяния, мы остаемся соучастниками греха народа, не возбранившего убийство Помазанника Божия.

Свящ. Кирилл Краснощеков, кандидат богословия

© 2011 • Центральное благочиние Саратовской епархии Московского Патриархата Русской Православной Церкви • hramysaratova@mail.ru