|
Древнее поста
Неделя вторая Великого Поста начинается очень загадочным Евангельским чтением. Это Евангелие от Иоанна, в котором речь идёт о призвании Нафанаила.
Это призвание происходило в два этапа. Сначала Господь находит в Галилее Филиппа, и говорит ему: "Иди за Мной". И Филипп откликается и идёт. А потом уже Филипп зовёт своего друга Нафанаила и говорит: "Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в Законе и пророки, Иисуса, Сына Иосифова из Назарета".
Нафанаил, как истинный израильтянин, говорит: "Разве может быть что-нибудь из Назарета доброе?" Тогда Филипп ему говорит: "Пойди и посмотри".
И вот Нафанаил со всем своим скепсисом (потому что действительно, что может быть доброе из Назарета, где жили достаточно непросвещённые люди, на которых свысока посматривали и фарисеи, и книжники), подходит к некоему Человеку, о Котором ему сказал Филипп, и Тот его встречает словами: "Вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства".
Нафанаил, понимая, что это точно его определение, что он даже гордится тем, что в нём нет никакого лукавства, и даже тени лукавства, вдруг спрашивает в ответ: "Почему Ты знаешь меня?" А Иисус говорит: "Прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницей Я видел тебя". Потому что Христу открыто всё о каждом из нас.
И тогда Нафаниал, потрясенный до глубины души тем, что вся книга его души открыта, говорит: "Равви, Ты Сын Божий! Ты Царь Израилев". В ответ ему Господь даёт обетование: "Ты веришь потому, что Я тебе сказал. Я видел тебя под смоковницей. Но ты увидишь больше этого". И говорит ему: "Истинно, истинно говорю вам, отныне будете видеть небо отверстым, и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому".
Возникает вопрос, а какое отношение это Евангельское чтение имеет к посту?
У меня есть гипотеза, что это чтение древнее поста. Вернее, пост тогда уже был. Но постились - не христиане, а оглашаемые. Длинный пост, большой Великий Пост появляется несколько позднее.
Первоначально постились оглашаемые, то есть те люди, которые постигали истины веры, и в знак покаяния и труда налагали на себя бремя поста. Потом вместе с ними из солидарности начинает поститься вся Церковь.
Так вот эти чтения великопостные очень древние по своему происхождению. Возможно, это чтения, которые вели оглашаемых христиан к Пасхе. К полноте общения со Христом.
Отсюда - истории об обращении апостолов, которым Господь говорит: "Увидите небо отверстым и Ангелов нисходящих и восходящих к Сыну Человеческому". Потому что увидели апостолы этих Ангелов когда? В день Вознесения. Когда воскресший Христос возносился на Небо. И, действительно, Ангелы предстояли.
И это разделение людей и Ангелов, которое случилось после грехопадения, здесь было преодолено. Потому что человекам, апостолам, было возвращено утраченное всеми нами духовное зрение. И оказалось, что человек даже и выше Ангелов, потому, что Господь его спасает.
И вот нам Церковь в канун поста даёт некое обетование, она говорит нам о том, к чему мы должны прийти. Мы должны прийти к Пасхе. К победе Христа над смертью и к тем Ангелам, которые действительно нисходят на Сына Человеческого и восходят.
И происходит это не только единожды в году, В Пасхальный день, но каждый раз, когда в Церкви совершается Божественная Литургия и вместе с Ангелами мы все, находящиеся в храме, славим Бога, Который вочеловечился, пришёл сюда - к каждому из нас, а не только к Нафанаилу, не только к Филиппу. С тем, чтобы и нас приобщить к Воскресению.
Иеромонах Димитрий (Першин)
Православие и мир
|