Главная


Наш баннер

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

4 декабря

Паремии (ветхозаветные чтения) на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

На всенощном бдении, в канун праздника Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии читаются строки Книги Исхода (XL, 1-5, 9-10, 16, 34-35).

И сказал Господь Моисею, говоря:
в первый месяц, в первый день месяца поставь скинию собрания,
и поставь в ней ковчег откровения, и закрой ковчег завесою;
и внеси стол и расставь на нем все вещи его, и внеси светильник и поставь на нем лампады его;
и поставь золотой жертвенник для курения пред ковчегом откровения и повесь завесу у входа в скинию (собрания).
И возьми елея помазания, и помажь скинию и все, что в ней, и освяти ее и все принадлежности ее, и будет свята;
помажь жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и освяти жертвенник, и будет жертвенник святыня великая.
И сделал Моисей все, как повелел ему Господь, так и сделал.
И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию;
и не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию.

В этом отрывке повествуется о поставлении и освящении скинии свидения. Скиния - это походный храм. Она была вещественным свидетельством откровения воли Божией, которая содержалась в заповедях, данных народу через Моисея. Соорудить скинию повелел Моисею Бог. Что общего между ветхозаветной скинией и праздником Введения во храм Пресвятой Девы? Паремии уносят наши мысли в далёкое прошлое потому, что там складывалось то понятие о близости Божией к миру, к народу, к каждому, кто входит в этот народ, которое позднее вылилось в образ. Ветхое стало прообразом нового. Древняя скиния как место приближения Бога к своему народу прообразовало Пресвятую Деву. Веками подготовлялось великое дело искупления мира. Подготовлялось и сознание поколений, чтобы смысл желанного освящения не заглох в веках. Основной мыслью этой паремии может быть подготовка к великому служению. В этом и смысл сравнения скинии с вхождением в храм Пречистой Девы, где Она возрастала, чтобы стать "Многоценным Чертогом" и явить миру свет Славы Божией.

***

Вторая паремия - из Третьей Книги Царств (VII, 51; VIII, 1, 3-7, 9-11) посвящена воспоминанию строительства и освящения храма Соломона.

Так совершена вся работа, которую производил царь Соломон для храма Господа. И принес Соломон посвященное Давидом, отцом его; серебро и золото и вещи отдал в сокровищницы храма Господня.
Тогда созвал Соломон старейшин Израилевых и всех начальников колен, глав поколений сынов Израилевых, к царю Соломону в Иерусалим, чтобы перенести ковчег завета Господня из города Давидова, то есть Сиона.
И пришли все старейшины Израилевы; и подняли священники ковчег, и понесли ковчег Господень и скинию собрания и все священные вещи, которые были в скинии; и несли их священники и левиты.
А царь Соломон и с ним все общество Израилево, собравшееся к нему, шли пред ковчегом, принося жертвы из мелкого и крупного скота, которых невозможно исчислить и определить, по множеству их.
И внесли священники ковчег завета Господня на место его, в давир храма, во Святое Святых, под крылья херувимов.
Ибо херувимы простирали крылья над местом ковчега, и покрывали херувимы сверху ковчег и шесты его.
В ковчеге ничего не было, кроме двух каменных скрижалей, которые положил туда Моисей на Хориве, когда Господь заключил завет с сынами Израилевыми, по исшествии их из земли Египетской.
Когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень.

Храм Соломона был обширнее и великолепнее скинии Моисеевой, но состоял также из святилища и Святого Святых. Как и в первой паремии здесь продолжается та же тема: подготовка и освящение. В Ветхом Завете - скинии и храма, в Новом - Пречистой Девы, готовящейся в храме стать живым храмом, как поёт о Ней Церковь: "Пречистый Храм Спасов". Вспоминая древние прообразы, христиане призываются Церковью увидеть путь, указанный всем примером Богоматери: готовиться к созданию в каждой душе храма Богу, где бы мог обитать Дух Божий и жить в нём, по обещанию Господа в Евангелии.

***

Третья паремия из Книги пророка Иезекииля (XLIII, 27; XLIV, 1-4) включает пророчество о том, что пленные иудеи не только вернутся, но и восстановят храм.

По окончании же сих дней, в восьмой день и далее, священники будут возносить на жертвеннике ваши всесожжения и благодарственные жертвы; и Я буду милостив к вам, говорит Господь Бог.
И привел он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены.
И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены.
Что до князя, он, как князь, сядет в них, чтобы есть хлеб пред Господом; войдет путем притвора этих ворот, и тем же путем выйдет.
Потом привел меня путем ворот северных перед лице храма, и я видел, и вот, слава Господа наполняла дом Господа.

Пророк подробно описывает устройство храма и его будущее освящение. По толкованию блаженного Феодорита, здесь внимание пророка обращено на восточные врата храма, которыми однажды вошёл Господь. Это символ Богоматери, которая как бы открыла Господу дверь в человеческий мир. Господь стал Человеком, а Богоматерь послужила единственному и неповторимому таинству воплощения и рождения Его среди людей. В этот праздник здесь в третий раз говорится о сиянии славы Божией, чтобы утвердить в сознании верующих, готовящихся ко встрече великого праздника Рождества Христова, величие, благость и милость Божию, близость этой милости и силу благодатного снисхождения Господа к ожидающим Его явления. Аминь.

Из "Толкования на паремии",
составленного на основе труда
епископа Виссариона (Нечаева).




© 2011-2014 • Троицкое благочиние Саратовской епархии Московского Патриархата Русской Православной Церкви • hramysaratova@mail.ru