|
Проповедь на предпразднство Преображения Господня
Дорогие братья и сестры! Каждый из христиан, кто постоянно читает Святое Писание, Евангелие, знает, что держит это человека в определённом духовном напряжении. И ныне, читая повествование о насыщении пяти тысяч хлебом и об изумлении учеников, мы видим, что эти повествования обладают особой духовной напряжённостью. Дело в том, что всё, ныне прочитанное, было сказано в последний год жизни Спасителя нашего, в преддверии будущих страданий.
Уже на следующий день Господь войдёт на гору Преображения, дабы укрепить Своих учеников видением Преображения Своего перед предстоящими страданиями. Это дни, часы, когда Он приуготовляет своих учеников к событиям, которые совершатся в Иерусалиме. Несомненно, здесь каждое слово, каждое действие имеет величайшее значение. И что мы видим? - Что Господь чудесно насыщает пятью хлебами пять тысяч, и множество людей благодарны ему за это. Как повествует Евангелие, с самыми высокими словами множество народа на следующий день шли за ним, и многие уверовали в этот день. Это, наверное, был самый пик его проповеди.
Но в эти же дни многие и отпали, потому что Господь указал на заблуждения примкнувших к Нему новых учеников, говоря им: "Хотите царём меня сделать, потому что хлеба дал вам". Далее следует знаменитая беседа о хлебе небесном. И многие соблазнились и сказали: "Что это? И возможно ли вместить сие в уши наши, потому что Он хочет дать Себя есть нам?" И ушли от Него.
Эти люди присоединились недавно, живущие тяжёлой жизнью, добывающие себе хлеб на каждый день, они, конечно же, были поражены чудом насыщения хлебов. Конечно же, они представляли себе мессию именно таким, который наполнит реки молоком, мёдом, который подчинит им многие народы. Многими владело, и по сей день владеет заблуждение, что Царствие Божие можно построить на земле. Но, казалось бы, что ученики - те, двенадцать ближайших, которые были с ним все три года до этого - они должны понимать сказанное и виденное. Но, повествует нам Евангелие, и с горьким разочарование мы видим следующее: ученики у ворот Иерусалима спорят, кто из них будет старшим в том Царстве, которое Господь устроит здесь на земле. Как потом вновь повествует Евангелие и Деяния Апостольские, это заблуждение во многих сохранялось даже когда Христос воскрес. Один из учеников спрашивает у воскресшего Спасителя: "Господин, когда ты будешь устраивать Царство Израильское?" Его Господь вразумляет, указывая на дитя. Он ставит ребёнка среди учеников и говорит: Смотрите на него, будьте такими, как он.
А каков ребёнок? Ребёнок находится весь во власти родителя. В какой власти? - Власти любви родителя. И не спрашивая - куда, зачем и почему родитель ведёт его, доверчиво он берёт за руку своих родителей и следует за ними. И Господь, скорбя о том, что многие, даже имея веру, не могут вместить Слово Его, так наставляет своих учеников: "Доверьтесь Мне, Я приведу вас туда, где будет блаженство, Я дам вам то, что нужно человеку". - Тот союз, который был обещан праотцам, был нарушен, но восстановлен во Христе. Он обещает это соединение и обращает внимание, наверное, на единственно возможное, сохранившееся среди людей чистое чувство - чувство между детьми и их родителями. Столь велика любовь Христова. И она светится через вот эту родительскую любовь, показывая пример, которому необходимо следовать в земной жизни.
Он скорбит о своих учениках. Но не наказывает и не гневается на них. Он говорит им о том, чтобы они имели то доверие, которое есть в каждом ребёнке. Не безрассудство, не малолетнюю неразумность, но, именно, доверчивость, веру в то, что сказанное и сделанное, и указанная цель, и указанный путь приведут к тому блаженству, которое было обещано.
Вот такие обстоятельства предшествовали событию Преображения, к которому мы завтра духовно присоединимся через чтение Евангелия, через богослужение и осмысление нашей жизни. Подготавливая себя к Преображению и воспоминанию произошедшего на горе Фавор, братья и сестры, будем помнить то событие, которое было описано ныне в Евангелии, будем помнить образ чада, указанного Господом. В этом образе то доверие, с которым ребёнок припадает к родителям, а человек же припадёт ко Господу. Аминь.
Священник Сергий Ксенофонтов
|