Главная


Наш баннер

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Врач безмездный

Святой преподобный Агапит Печерский, память которого мы отмечаем 14 июня (1 июня), врач безмездный, ученик одного из основателей Киево-Печерского монастыря Антония Печерского, жил в XI веке и прославился своим даром исцеления. Под видом лекарства вручал он больным травы от пищи своей, но сам полагался в излечении больных только на молитву и милость Божию.

В Киево-Печерской лавре, в Ближней и Дальней (Антониевой и Феодосиевой) пещерах почивают мощи более ста святых, большинство которых известно лишь по имени (есть и безымянные). Из общего числа киевских святых около тридцати получили подробные или краткие житийные повествования в Киево-Печерском патерике. Среди этих Божьих угодников - аскеты (монахи-затворники), чудотворцы, иконописцы, авторы молитв, великие подвижники Православия.

Святой преподобный Агапит Печерский, память которого мы отмечаем 14 июня (1 июня), врач безмездный, ученик одного из основателей Киево-Печерского монастыря Антония Печерского, прославился своим даром исцеления.

Блаженный Агапит пришёл в монастырь, узнав о духовных подвигах прп. Антония и о его даре исцеления. Агапит нуждался в душевном исцелении и надеялся получить его у прп. Антония через пострижение в иноческий чин. Он был пострижен в монахи и всем сердцем последовал житию прп. Антония, руководствуясь его наставлениями. Агапит был очевидцем того, как Антоний сам служил больным и исцелял их молитвой, причем скрывая дарование, данное молитве его, вручал больным под видом лекарства травы от пищи своей. Блаженный Агапит видел это и трудился много лет, соревнуя в подвигах святому старцу. Если кто-то из братии заболевал, преподобный оставлял свою скромную келию, приходил к больному брату и служил ему, поднимая его, укладывая, вынося на своих руках и непрестанно моля Бога о спасении больного. Итак, подражая подвигам преподобного Антония, блаженный Агапит оказался причастным той же благодати: он исцелял молитвой своей всех больных и подавал им также травы и "зелие", которое варил себе для пищи. За это он и был назван врачом. Слух о нем распространился в Киеве, и многие больные приходили к нему и уходили здоровыми.

Обращались за исцелением к прп. Агапиту не только монахи и люди из народа, но и бояре, и князья, недуги которых самым искусным врачам того времени казались неизлечимыми.

Святой Агапит исцелил Черниговского князя Владимира Мономаха, будущего великого князя Киевского (1114 - 1125), прислав ему "зелие". Благодарный князь сам пришел в монастырь и хотел видеть своего целителя, но смиренный подвижник скрылся и не принял даров. А когда князь передал ему через посланника золото, прп. Агапит принял его только с условием последующей раздачи бедным, и просил передать князю свои слова: "Скажи пославшему тебя, что и прочее, что у него есть, - чужое, и ничего не возьмет он с собою, когда будет расставаться с жизнью; поэтому пусть и остальное раздаст он нищим. Ибо Сам Господь, который находится среди обездоленных, избавил его от смерти, я же сам по себе никакого успеха не имел бы; и прошу, чтобы он не ослушался этих наставлений моих, дабы не пострадать более сильно". После этого случая, князь, не осмеливаясь ослушаться святого, начал раздавать нищим щедрую милостыню.

Известна история противостояния известного в то время врача-армянина и прп. Агапита в целительском искусстве. Точнее, опытный врач из зависти противостоял прп. Агапиту, в то время как прп. Агапит всегда противостоял только лишь смерти.

Врач-армянин был знаменит своим умением определять по одному виду больного степень его болезни и точно называть день его кончины, безжалостно повергая человека в отчаяние. Когда один из таких обреченных обратился к святому Агапиту, благодатный целитель с молитвой дал ему отведать пищи с монастырской трапезы, и больной выздоровел. Разжигаемый завистью врач хотел отравить Агапита, но Господь сохранил преподобного, и яд не подействовал.

Когда сам святой целитель заболел, к нему пришел тот самый врач-армянин и, осмотрев, сказал, что кончина последует через три дня. При этом он дал обет стать православным монахом, если его предсказание не исполнится. Преподобный ответил, что Господь открыл ему, что призовет его только через три месяца.

Святой Агапит умер через 3 месяца, а армянин пришел к игумену Печерского монастыря со словами"Верно, что Агапит - угодник Божий, - сказал он. - Я хорошо знал, что нельзя ему было при болезни его пережить трех дней, а Господь дал ему три месяца". Игумен, выслушав армянина, постриг его в иноческий образ и долго наставлял врача телес, чтобы он, последуя блаженному Агапиту, был искусен во врачевании своей души. Армянин подвизался богоугодно и, проведя остальную жизнь в том же Печерском монастыре, здесь же принял блаженную кончину.





Тропарь преподобного Агапита Печерского, врача безмездного, в Ближних пещерах глас 5

Богоноснаго Антония ревнуя смиренномудрию,/ аки некиим врачеством зелием снедным/ исцелял еси болящия, преподобне Агапите,/ тем и врача неверна уверив,/ наставил еси на путь спасения./ Уврачуй и наша болезни/ и молися Господеви о воспевающих тя.

Кондак преподобного Агапита Печерского, врача безмездного, в Ближних пещерах глас 6

Врач сый изряден, чудне,/ являя несумненную твою веру,/ обличая же армениново неверие/ и приводя его к благочестию,/ себе, близ смерти бывшу,/ испросил еси от Бога продолжение живота/ и, сим чудом того уверив,/ привел еси Христови,/ Емуже в веселии предстоя,/ молися о нас, преподобне.



© 2011-2012 • Троицкое благочиние Саратовской епархии Московского Патриархата Русской Православной Церкви • hramysaratova@mail.ru