Главная


Наш баннер

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

"МАТУШКА РУССКОЙ ЗЕМЛИ". ПРЕПОДОБНАЯ ЕВФРОСИНИЯ ПОЛОЦКАЯ



В прошлом году в дар Духосошественскому кафедральному собору была передана икона преподобной кн. Евфросинии Полоцкой с частицей мощей. Такой подарок храму сделала настоятельница Свято-Рождество-Богородичного монастыря г. Гродно игумения Гавриила (Глухова), посетившая в 2013 году на Светлой Седмице Саратов.

В Духосошественском кафедральном соборе игумения Гавриила была крещена в 1958 г., в возрасте одного года. Её мать, Галина Константиновна Клышевич работала учителем русского языка и литературы в Саратове и в Петровском районе области. В советские годы, когда духовную литературу приобрести было почти невозможно, а за ее распространение грозило тюремное заключение, Галина Константиновна переписала множество акафистов, канонов, полное описание земной жизни Богоматери, псалтирь Божией Матери, утренние и вечерние молитвы, отдельные главы из Евангелия, псалтири. За "отказ прививать школьникам атеизм и материалистическое понимание природы и распространение религиозных взглядов среди населения" она была уволена из школы, и с маленькой дочкой переехала в Белоруссию. Поселившись рядом с Жировицким монастырем, Галина Константиновна помогала братии продуктами и стройматериалами, а последние двадцать лет жизни провела насельницей монастыря, в иночестве приняв имя Георгия. Отошла ко Господу инокиня Георгия на 82-м году жизни, 11 января 2013 года.

После возрождения в 1992 году Свято-Рождество-Богородичного ставропигиального женского монастыря в Гродно монахиня Гавриила стала его настоятельницей, а в 1995 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй возвёл её в сан игумении.

В мае 2013 года, на Светлую Седмицу игумения Гавриила впервые после переезда в Белоруссию посетила Саратов. На Антипасху, в Неделю о Фоме матушка Гавриила присутствовала на Божественной литургии в Духосошественском кафедральном соборе.



***

"Гряди, радосте наша, преподобная Евфросиния" - такие слова написали жители Полоцка на иконе монастыря, основанного в честь одной из самых великих русских святых. В игре слов (имя Евфросиния означает "радость") выражено великое благоговение перед ней жителей города, где прошла значительная часть ее жизни.
Сколько цветов на лугу, столько и типов, образов святости на лугу духовном: один святой в наибольшей мере воплощает веру, другой - смирение, третий - покаяние. Но есть такие, которые излучают духовную радость. Их жизнь не была омрачена падениями, была выше обычной человеческой меры, святой от начала и словно написанной уверенным, четким штрихом. Светильник их духа понемногу разгорался мерным сияющим заревом, пока от него не начинали изливаться потоки света для укрепления душ колеблющихся и слабых.
Такова была преподобная Евфросиния Полоцкая. "Гряди" - сколько упования в одном этом слове, сколько надежды на то, что монахиня, недавно еще близкая, известная всем жителям города, беспрепятственно минует пространство поднебесное и по данной ей еще при жизни благодати будет предстательницей за Русь, за Полоцк перед Престолом Божиим…


Предслава

Имя Евфросиния было наречено ей при постриге. Первое же было славянское - Предслава, или Предислава. Как будто предвидели, что носить его она будет недолго - перед славой неземной, неотмирной - духовной. Бог предызбрал ее как одну из первых русских игумений, как образец на века, как покровительницу женского русского монашества.
Предание сохранило свидетельство о том, что правнучка святого равноапостольного князя Владимира, дочь полоцкого князя Георгия Всеславича княжна Предслава была необыкновенно красива. До сих пор образ, написанный с мощей, поражает правильностью черт: по-монашески сосредоточенный и вместе с тем чистый ангельский лик, в нем нет суровости, напротив - женственность и кротость.
От рождения ей было дано все: приложением к красоте были знатность рода и высокое положение, благочестие. Она была рано обучена грамоте, чтению Священного Писания, Псалтири и других духовных книг. Многие князья просили ее руки. Но она была словно не принадлежащей к миру. Узнав о том, что родители задумали обручить ее с одним из знатных князей, Предслава тайно ушла из дома в обитель, где настоятельницей была ее тетя - игуменья Романия (вдова Романа Всеславича). Несмотря на молодость послушницы, игуменья, видя ее стремление к монашеству, ее слезы, благословила облечь княжну в иноческий образ.
По благословению епископа Полоцкого Илии юная монахиня стала жить при Софийском соборе, подражая Пресвятой Богородице, в детские годы жившей при Иерусалимском храме. Здесь она изучала книги из библиотечного собрания, занималась их переписыванием, раздавая большую часть денег, полученных за работу, нищим.
По преданию, однажды в сонном видении Евфросинии явился ангел, который возвестил ей волю Божию - основать обитель невдалеке от Полоцка, в местечке с названием Сельцо. Видение повторилось дважды. С этим же повелением ангел был послан и к епископу Полоцкому Илии. И вскоре Евфросинии был передан Преображенский храм в Сельце - для основания при нем женского монастыря. Сборы были недолгими: все имение монахини, кроме немногих личных вещей, составляли книги, которые она взяла с собой для духовных занятий и обучения будущих насельниц.

Служение

Удалившись от мира, монахиня Евфросиния все же не смогла избежать известности. В первые годы жизнь ее была тихой, сокровенной. Молитва, обучение грамоте сестер, переписывание богослужебных и святоотеческих книг, пение и златошвейное искусство - все то, что заполняет жизнь женских монастырей, проходила и она. Радостью был приход в монастырь двух ее сестер. В монашестве им были даны имена Евдокия и Евпраксия. Обученные грамоте, искусствам, они стали ее помощницами в устроении дел монастыря. При обители было решено создать школу, и это привлекло под ее покров новых молодых насельниц. Простые и знатные, они встречали со стороны матушки любовь, видели в ней душу просвещенную, светлую, евангельскую. Долгожданным было монашество для игуменьи, и послушницам передавалось то же чувство - высшей радости, равной которой нет на земле. Работа ли пост - все шло с молитвой, все во славу Божию, во спасение.
При игуменье Евфросинии в Спасо-Преображенском монастыре понемногу строились храмы. В 1161 году был воздвигнут новый каменный храм во имя Спасителя. Благословение Господне приходило и через святыни. Одной из главных стал крест с частицами мощей многих святых и частью Животворящего Креста Господня.
Позднее предметом особого попечения игуменьи стал и основанный ею Богородицкий монастырь. Для него святая просила Патриарха Константинопольского Луку и византийского императора Мануила прислать ей список чудотворной Ефесской иконы Божией Матери, по преданию, написанной святым апостолом и евангелистом Лукой. Спустя годы Ефесская икона на Руси получила известность под названием "Корсунская". А в 1239 году она была перенесена в собор города Торопца по случаю венчания князя Александра Невского и дочери полоцкого князя Брячислава.
Шли годы, и матушка Евфросиния становилась все более почитаемой. К ее кроткому увещанию прислушивались князья, не раз удавалось ей предотвратить кровавые столкновения между боярами и простым людом. Зная действенность и благодатную силу ее молитвы, к ней приходили за помощью, духовным советом и благословением.

Святой град

Необычной была ее кончина. На склоне лет преподобная Евфросиния пожелала поклониться Животворящему Кресту Спасителя. Поручив монастырь управлению своей сестры Евдокии, она в сопровождении другой сестры - Евпраксии отправилась в Святую Землю. После совершения паломничества к святыням Константинополя матушка прибыла в Иерусалим. И 23 мая 1173 года, после поклонения Честному Животворящему Кресту, она приняла мирную кончину в русском монастыре в честь Пресвятой Богородицы.
Удивительна ее жизнь, удивительна и судьба ее мощей. 3 октября 1187 года захвативший Иерусалим султан Саладин потребовал от христиан покинуть город. И тогда возвращавшиеся на Русь монахи взяли с собой мощи великой русской подвижницы. Первым местом их упокоения была Киево-Печерская Лавра, и только в 1910 году мощи преподобной Евфросинии были с почестями перенесены в Полоцк, в основанный ею монастырь.
В земной жизни ей выпал особый удел - быть миротворцем в своем Отечестве, и сегодня святая соединяет духовно Россию, Белоруссию и Украину и одновременно как бы связывает русские земли с центром мира - Иерусалимом. Первая "матушка русской земли" и одна из первых наставниц русских женщин в таинствах духовной жизни, она напоминает о том, что дух монашества - это мир, любовь и радость.

Мария Дегтярёва

pravmir.ru


© 2011-2014 • Троицкое благочиние Саратовской епархии Московского Патриархата Русской Православной Церкви • hramysaratova@mail.ru