Главная


Наш баннер

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Преподобный Иларион Оптинский

1 октября (18 сентября) Православная Церковь отмечает день памяти преподобного Илариона, одного из великих Оптинских старцев. Имя Иларион, в переводе с греческого означающее "тихий" и "радостный", в полной мере отражает то главное, что было свойственно этому подвижнику веры и благочестия: тихую смиренную кротость сердца и постоянное пребывание души в пасхальной радости о Воскресшем Господе.

Как и многим другим Оптинским старцам, решение посвятить свою жизнь Богу пришло прп. Илариону в зрелые годы. До тридцати четырёх лет прп. Иларион прожил в миру. И что особенно для нас, саратовцев, отрадно, 10 лет, предшествующие удалению в монастырь, он провёл в Саратове. Здесь он был широко известен как истинный подвижник православной веры, миссионер, возвращающий в лоно Церкви заблудшие души раскольников и сектантов.

Преподобный Иларион, в миру Родион Никитич Пономарев, родился в пасхальную ночь с 8 на 9 апреля 1805 года в селе Ключи Воронежской губернии. Он был третьим сыном в семье известного в округе портного Никиты Филимоновича Пономарева и его супруги Евфимии Никифоровны. Мать Родиона первая рассмотрела во вдумчивом, рассудительном мальчике будущего монаха. Да и сам отрок с детства чувствовал в себе стремление к монашеству. Следование заповедям Господним стало для него непреложным законом.
Обучаясь в доме отца портновскому ремеслу, юноша, думал о том, что в монастыре ему пригодится эта профессия. Именно тогда утвердилось в нем убеждение, что ко всякому делу следует относиться добросовестно: то, что делаешь, надо стараться делать хорошо.

Когда Родиону было 24 года, он вместе с родителями переехал в Саратов. Ревностный исполнитель уставов Православной Церкви, он и дома старался вести строго благочестивую жизнь, живя в страхе Божием и отечески наблюдая за неуклонным исполнением христианских обязанностей артелью своих рабочих.
К работникам артели, которых было около тридцати человек, Родион относился как к детям, за которых придётся потом дать отчёт Богу. Он содержал их хорошо и строго наблюдал за их нравственностью. Он завел правило, что в воскресные и праздничные дни вся артель бывала в церкви на всенощной и обедни. Кроме того, при помощи знакомого дьякона Покровской церкви он обучал своих рабочих церковному пению, и за работой они вместо светских песен пели песни духовные.
Во всех своих действиях Родион отличался чрезвычайной мягкостью, кротостью и миролюбием, а на рабочих действовал не угрозами или наказаниями, а мягкими увещевательными способами, беседой.

В то время Саратов был наводнён раскольниками, секты враждовали. Именно тогда Господь открыл Родиону новую возможность для служения людям - служение миссионерское. Сохранились достоверные сведения о том Родион Никитич Пономарев был одним из самых ревностнейших и деятельнейших миссионеров. Но, рассказывая впоследствии в Оптиной Пустыни об этом периоде саратовской жизни, старец Иларион свое личное участие в делах миссии всегда оставлял в тени, проявляя столь свойственные ему скромность и смирение.

Девять лет прошло в трудах и праведной миссионерской деятельности. "Хотя мы и богоугодно старались жить, - вспоминал он в Оптиной пустыни, - и, казалось, будто и делами благочестивыми занимались, но чувствовалось мне, что мы все еще не так живем, как бы следовало, что монахи лучше нас живут".

Желание, не покидавшее прп. Илариона с юности, переродилось в необходимость. В течение девяти месяцев он ездил по святым местам России, посетил множество обителей и в конце концов, приехав в Оптину пустынь, нашел в старцах Льве и Макарии то, чего искала его душа.
В 1849 году прп. Иларион закончил все мирские дела в Саратове и окончательно приехал в Оптину, где был определен на жительство в Оптинский Иоанно-Предтеченский Скит, под руководство старцев Льва и Макария.
Вступая в 1839 году в должность скитоначальника, преподобный Макарий избрал себе в келейники Родиона, который 13 августа 1849 года был пострижен в мантию и стал иноком Иларионом.
Должность келейника, которую исправлял отец Иларион в течение двадцати лет, ставила его в постоянное тесное общение со Старцем. По вере своей отец Иларион много пользовался примером богоугодной жизни старца Макария, исполненной любви, смирения, кротости и простоты. Все многочисленные послушания выполнял с усердием и радостью. Пришлось ему освоить профессии садовода, цветовода, пасечника, хлебопёка.
В 1853 году отца Илариона рукоположили в иеродиакона. Будучи диаконом, время, назначенное для отдыха и сна, отец Иларион употреблял преимущественно для чтения отеческих писаний. Для сна он до самой своей кончины отводил не более четырех часов в сутки. По благословению Старца отец Иларион завел домашнюю аптечку и занимался лечением братии обители и Скита, для чего хаживал к больным и часто исполнял дело фельдшера.
В предсмертные дни преподобного Макария многие его духовные чада были переданы им отцу Илариону, ставшему 21 апреля 1857 года иеромонахом. Это было начало его духовнического пути, облагодатствованного преемственностью старчества.
И по управлению, и по духовничеству старался Преподобный Иларион поддерживать те порядки, которые были заведены его почившим учителем. По воспоминаниям братии, его наставления были кратки, ясны, просты и имели силу убедительности, потому что он сам первый исполнял то, что советовал братии...

Ежедневно на исповедь и за советом к прп. Илариону шло множество людей. Многие приходили за исцелением. Был у преподобного дар врачевания душевных недугов. Он никому не отказывал в приёме. Любовь его к страждущим была безгранична.
Мудрость Батюшки была велика: хотя говорил он очень мало, но слова его имели благодатную святую силу, а потому, получив от него наставление, человек чувствовал в себе искреннее желание исполнить его. Знание сердца человеческого было у него такое, что нельзя было не изумляться. Среди его мудрых советов такие: "Не стыдись обнажать струпы твои духовному наставнику и будь готов принять от него за грехи свои и посрамление, чтобы чрез него избежать вечного стыда".
Для ободрения скорбящих старец часто говаривал: "Если Господь за нас, кто против нас?".
"Каждое дело необходимо начинать с призывания в помощь имени Божия".
Часто говорил старец о хранении совести, о внимательном наблюдении за своими мыслями, действиями и словами, и о покаянии в них. Учил немощи и недостатки подчиненных нести благодушно.
"Замечания делай,- наставлял старец,- не давая пищи собственному самолюбию, соображая, мог ли бы ты сам понести то, что требуешь от другого".
"Если чувствуешь, что гнев объял тебя, сохраняй молчание и до тех пор не говори ничего, пока непрестанной молитвой и самоукорением не утишится твое сердце".
"Полезнее для души сознавать себя во всем виноватым и последним из всех, нежели прибегать к самооправданию, которое происходит от гордости, а гордым Бог противится, смиренным же дает благодать".
Часто старец приводил изречение апостола: "Истинная любовь не раздражается, не мыслит зла, николиже отпадает".
Четвёртого марта 1872 года прп. Иларион отслужил свою последнюю Литургию. 9 марта принял пострижение в схиму с сохранением имени Иларион. Затем последовали полтора года тяжёлой болезни, но старец до последнего утра своей жизни ни разу не оставил исполнения положенных в Скиту молитвенных правил. И на рассвете 18 сентября 1873 года прп. Иларион тихо и мирно отошел ко Господу.
Святые мощи преподобного Илариона находятся во Владимирском храме Отптиной пустыни.

Частицы святых мощей преподобного Илариона Оптинского хранятся в двух саратовских храмах - в храме во имя Всех Святых, в Земле Российской просиявших, и в Свято-Алексиевском женском монастыре, где пребывают ковчеги с частицами мощей преподобных Оптинских старцев.

Духовные наставления преподобного Илариона Оптинского:

  Ты не можешь творить молитву Иисусову без расхищения мыслей. С новоначальных не взыскивает Бог нерасхищаемой молитвы, она приобретается многим временем и трудами; как писание святых отец говорит: "Бог дает молитву молящемуся", а молиться все-таки продолжать надо, устами и умом.

 Ты, верно, понимаешь, хотя мы и должны молиться друг за друга, но не должны приписывать молитве своей чудодейственную силу, не должны думать, что просимое нами всегда Господом исполнится. Это мнение исходит от гордости и ведет в прелесть.

 Тщеславные помыслы необходимо объяснять, тем только и можно их победить.

 В помыслах самохваления - надо смотреть свои грехи и помнить, что без помощи Божией мы ничего доброго и полезного не сделаем, наши одни только немощи и грехи.

 Похвалам о себе не внимай и бойся их, помни, - кто-то из святых отцов говорит: если кто хвалит тебя, жди от него и укоризну.

 Если чувствуешь, что гнев объял тебя, сохраняй молчание и до тех пор не говори ничего, пока непрестанною молитвою и самоукорением не утишится твое сердце.

 Надеяться много на себя нельзя, могут попуститься скорби.

 О повседненой исповеди твоей пишешь, что... чувствуешь в себе большую перемену и большую пользу, пиша о себе каждый день, и на сердце у тебя легко и хорошо, просишь объяснить твое недоумение, отчего с тобою так? В этом действует таинство откровения, или исповеди, которую ты пишешь, объясняя о себе как на духу. И сам ты видишь - томившая тебя страшная тоска по написании оставляет - и это всегда так бывает от откровения.

 На вопрос твой, какие надо исповедовать помыслы. - Только те, которые борют душу, а о прочих много беспокоиться не надо, а то чрез это они будут более стужать.

 В соприкосновении другому лицу, хотя бы в случае оказания помощи, необходимо иметь осторожность и, касаясь, помышлять надо, что прикасаешься как к Самому Господу.

 Ты верно понимаешь, что ежели ты свое сердце умиротворишь к гнвающемуся на тебя, то и его сердцу Господь возвестит примириться с тобою.

 Должно стараться о всех людях иметь хорошее мнение. Один Бог - сердцеведец, мы же о людях безошибочно судить не можем.

 На вопрос твой, может ли враг принять вид Владычицы и являться прельщенным? - Может.

 Грустить и загадывать вперед не надо, пользоваться будем настоящим и благодарить Бога.

По материала сайта
Введенского ставропигиального мужского монастыря
Оптина Пустынь
www.optina.ru

© 2011-2013 • Троицкое благочиние Саратовской епархии Московского Патриархата Русской Православной Церкви • hramysaratova@mail.ru