Главная


Наш баннер

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Преподобный Лев Оптинский

24 (11) октября Русская Православная Церковь отмечает день памяти преподобного Льва Оптинского - основателя и вдохновителя оптинского старчества.

"В действительности мне кажется искусством искусств и наукой наук руководить людьми, этими различными и разнообразными существами" (свт. Григорий Богослов). Эти слова отображают вкратце явление, известное под именем старчества. Трудно переоценить значение в духовной и культурной жизни России и всего православного мира оптинского старчества. Бесценный опыт, особый дар старчества передавался от учителя к ученику в Оптиной пустыни с XIX по начало XX века. Четырнадцать великих Оптинских старцев были причислены Церковью к лику святых. Первым из них был преподобрый Лев Оптинский.

Родился Лев Данилович Наголкин в 1768 году в городе Карачеве Орловской губернии. В молодости он служил приказчиком по торговым делам и объездил всю Россию. Вращался во всех слоях общества, хорошо изучил их манеры и быт. Господь в начале пути дал ему обогатиться жизненным опытом, который потом пригодился ему в годы старчествования. Что заставило успешного купца отказаться от карьеры, богатства, радостей возможной семейной жизни? Обречь себя на жизнь полную лишений и труда?

"Подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин. Который, нашед одну драгоценную жемчужину, пошёл и продал всё, что имел, и купил её". Так и отец Лев нашёл свою драгоценную жемчужину. Он пошёл к Богу и стал тем, кем мы его знаем - первым Оптинским старцем.

В 1797 году преподобный оставил мир и вступил в число братии Оптиной пустыни при игумене Авраамии, а через два года перешел в Белобережский (Орловской губернии) монастырь, где в то время настоятелем был иеромонах Василий (Кишкин), подвижник высокой духовной жизни. В 1801 году послушник Лев был пострижен в мантию с именем Леонид, в том же году 22 декабря рукоположен в иеродиакона, а 24 декабря в иеромонаха. Живя в монастыре, он проводил дни в трудах и молитве, подавая пример истинного послушания.

В 1804 году преподобный становится настоятелем Белобережской пустыни. До этого он недолго жил в Чолнском монастыре, где встретился с учеником молдавского старца Паисия (Величковского) отцом Феодором и стал его преданным учеником. Старец Феодор научил преподобного Льва, тогда еще отца Леонида, высшему монашескому деланию - умной молитве. С этого времени они подвизаются вместе.

Преподобный Лев был могучего телосложения, с зычным голосом, с гривой густых волос, отличался большой физической силой. Отец Феодор, называл преподобного Льва - "смиренный лев".

Через четыре года отец Леонид оставил должность настоятеля и удалился с отцом Феодором и отцом Клеопой в тихую лесную келию. Но духовные дары подвижников стали привлекать в их уединение все больше народу, и они, стремясь к безмолвию, ушли в один из скитов Валаамского монастыря. На Валааме они прожили шесть лет. Но когда их высокая жизнь стала привлекать к себе внимание, они снова ушли, стремясь к безмолвию, на этот раз в Александро-Свирский монастырь. Там отец Феодор преставился в 1822 году.

в 1829 году преподобный Лев вместе с шестью учениками приезжает в Оптину пустынь. Ему 61 год. Это старец, который волею Божией полностью созрел для старческого руководства, и он становится родоначальником всех старцев Оптинских. Настоятель, преподобный Моисей, почувствовав духовную опытность преподобного Льва, поручает ему окормлять братию и богомольцев. Сам Игумен Моисей занимался хозяйственной частью и ничего не предпринимал без старческого благословения. И в течение 12 лет, до дня своей смерти, отец Лев являлся духовным вождём Оптиной Пустыни.

Вскоре в Оптину прибыл и преподобный Макарий. Еще иноком Площанской пустыни он познакомился с преподобным Львом и теперь пришел под его духовное руководство. Он становится ближайшим учеником, сотаинником и помощником во время старчества преподобного Льва, а после его кончины, вторым Оптинским старцем. И вместе они воспитают великого Оптинского старца Амвросия.

Однако жизнь старца в Оптиной пустыни не была безоблачной. Все двенадцать лет старчествования были наполнены гонениями, доносами, интригами. Старца переселяли из скита в монастырь, из одной кельи в другую, запрещали принимать страждущих, носить схиму, в которую он был подстрижен келейно. Всё это он принимал с полным благодушием, и переходил на новое место с любимой иконой Владимирской Божией Матери (когда-то её благословил отцу Феодору старец Паисий Величковский) и пением "Достойно есть".

Преподобного Льва никто никогда не видел раздражённым, возмущённым, гневающимся. Никто не слышал от него слов нетерпения и ропота. Спокойствие и христианская радость не оставляли его. Старец всё время творил Иисусову молитву и внешне пребывая с людьми, внутренне пребывал с Богом. На вопрос своего ученика: "Батюшка, как вы преобрели такие духовные дарования?", преподобный ответил: "Живи проще, Бог и тебя не оставит и явит милость свою"

Душа старца была преисполнена великой любовью и жалостью к человечеству. Но действия его иногда были резки и стремительны. И.М. Концевич, автор книги "Оптина Пустынь и её время" и ученик Оптинских старцев, писал: "Старца Льва нельзя обсуждать как обыкновенного человека, потому что он достиг той духовной высоты, когда подвижник действует, повинуясь голосу Божию. Вместо долгих уговоров, он иногда сразу выбивал у человека почву из-под ног и давал ему сознать и почувствовать свою несознательность и неправоту, и таким образом своим духовным скальпелем он вскрывал гнойник, образовавшийся в огрубевшем сердце человека. В результате лились слезы покаяния. Старец как психолог знал, каким способом достигнуть своей цели".

Не без скорби приближался преподобный Лев к концу своей многотрудной жизни, о близости упокоения он имел предчувствие. В июне 1841 года он посетил Тихонову пустынь, где, по его благословению, начала строиться трапеза. "Не увижу я, видно, вашу новую трапезу, - говорил преподобный Лев, - едва ли до зимы доживу, здесь уже больше не буду". Под конец жизни он предсказал, что России придется перенести много бед и горя.

В сентябре 1841 года старец начал заметно слабеть, перестал вкушать пищу и ежедневно причащался Святых Христовых Таин. Умирая в тяжких телесных страданиях, преподобный Лев испытывал великую духовную радость, и все время благодарил Бога. В день кончины преподобного, 11 октября 1841 года, служили всенощную в честь памяти святых отцев семи Вселенских Соборов. Общая скорбь была неописуема, и велико было стечение народных масс у гроба усопшего первого Оптинского старца.

Частицы святых мощей преподобного Льва Оптинского хранятся в двух саратовских храмах - в храме во имя Всех Святых, в Земле Российской просиявших, и в Свято-Алексиевском женском монастыре, где пребывают ковчеги с частицами мощей преподобных Оптинских старцев.

Изречения преподобного Льва Оптинского:

 Молю Господа, да укрепит душу твою и да насадит в сердце веру, надежду и любовь, суть великие и главнейшие добродетели, ибо вера заставляет нас веровать, надежда - уповать, любовь - любить Бога, и сии три добродетели все равно нужны нам ко спасению, без сих никто не удостаивается наслаждаться лицезрением Божиим и никто не может спастися.

 Какие бы ни восстали волны на твою душу, всегда прибегай ко Христу. Он придет на помощь и укротит волны.

 Без борьбы невозможно обойтися, в которой иногда побеждаем, а иногда побеждаемся. Что не состоит в вашей воле, оставьте идти так, как идет. Хотеть удержать или поставить на своем - более только себе вреда причинить можно и к болезни болезнь приложить.

 Ежели видишь, что злобные помыслы тайно в тебе действуют, отойдя, помолись Богу за оскорбивших тебя и попроси помилования их молитвами: старайся всегда находить в себе вину, ежели в тот раз и не подал вины, то за прежние грехи посылается укорение и для обличения нашего бедного устроения.

 Когда не имеете спокойствия, знайте, что не имеете в себе смирения.

 Где искушение, там треба быть и терпению. А где терпение, там и заступление благодати и милость.

 Если кто искренно и от всей души ищет спасения, того Бог и приведет к истинному наставнику... Не беспокойтесь - свой своего всегда найдет.

 Злой дух... и зла нам не может какого причинить, если Господь не попустит, а если Господь попущает ему пакости нам делать, то за гордыню нашу.

 Что без нашей воли и хотения определится - в том во всем помощь Божия бывает, только нам непременно должно памятовать себя и своего звания правила и намерения.

По материала сайта Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь
www.optina.ru

© 2011 • Центральное благочиние Саратовской епархии Московского Патриархата Русской Православной Церкви • hramysaratova@mail.ru