Главная


Наш баннер

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Cобор преподобных Оптинских старцев

Cобор преподобных отцев и старцев Оптиной Пустыни, прославленных Церковью летом 1996 года в лике местночтимых святых, - особенное явление милости и благодати Божией. Оно побуждает вникнуть в смысл того, что же собственно есть старчество.

Прежде всего, старчество, как всеобъемлющее делание, соединяет в себе все добродетели преподобных подвижников. "Плод же духовный, - учит Апостол,- есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание." (Гал. 5, 22-23). Эти плоды Духа Святаго в изобилии принес дивный вертоград Оптинского старчества. Наивеличайший дар - любовь, ибо Любовью именуется Сам Бог (Ср.: 1 Ин. 4, 8, 16).

Старцы Оптиной, "земли Российския утешители, любовь Христову стяжавшии и души своя за чада полагавшии", показали, что любовь Божия, которая излияся в сердца наша Духом Святым (Рим. 5, 5), - есть сама сущность старчества. Ее полноту явили нашему времени преподобные старцы Оптинские.

Старец, призванный на это служение Самим Богом, получал от Него особое благодатное дарование, харизму, непосредственное водительство Духом Святым, особый вид святости. Проходя путь трезвения и умно-сердечной молитвы, он очищался от страстей и, пребывая в покаянно-молитвенном состоянии видел свои грехи даже в тончайших помыслах и движениях сердца. Он обладал дарами прозорливости, чудотворения и пророчества и все свои благодатные дары прикрывал глубоким смирением. Старец мог видеть в самой глубине души человеческой зарождение зла и причины этого зарождения и, зная душу человека, указывал верный путь ко спасению, открывая людям волю Божию.

Старчество существовало и до пришествия Христова, но оно являлось в несовершенном и прикровенном виде. Сохранило оно свою сущность и свое великое значение на протяжении всей новозаветной эпохи. Его пути и проявления в жизни Церкви во многом обусловили ход и течение самой ее истории.

Наиболее яркое выражение старчество получило в среде древнего иночества; монашество же, в свою очередь, нашло в старчестве свой идеал, свой духовный центр. Из истории Церкви видно, что скиты, лавры и общежительные киновии образовывались вокруг духоносных старцев и состояли первоначально из их учеников.

Старчество, как особый духовный союз, по определению преподобного Амвросия Оптинского, состоит в искреннем духовном отношении и послушании духовных детей своему духовному отцу или старцу. Старец и его чада есть, по существу, единая семья о Господе.

В Оптиной пустыни старчество берет начало от схиархимандрита Паисия Величковского (1722-15/28 ноября 1794), молдавского старца, выходца из Полтавской губернии, переводчика и составителя славянского варианта знаменитого духовного свода "Добротолюбия". В 1829 году в Оптину переселились его последователи во главе с иеромонахом Леонидом (в схиме Львом) (1768-11/24 октября 1841), который и стал первым основателем и вдохновителем оптинского старчества.

Ни в одном из русских монастырей старчество не было поставлено так твердо, так прочно, нигде оно не пустило так глубоко корней, как в ней. В Оптиной соединились многочисленные нити духовного влияния старца Паисия через его различных учеников: "монах Феофан принес непосредственно от самого старца Паисия полученную им в Нямецком монастыре духовную закваску; схиигумен Авраамий принес духовные предания старца Паисия, полученные от Клеопы Островского; преподобные Моисей и Антоний принесли предания двух Афанасиев, Серафима Свенского и рославльских пустынножителей, а преподобный Лев - предания Феодора и Клеопы-малороссиянина. От такого сочетания многообразных духовных воздействий и получился замечательный расцвет Оптинского старчества".

Оптину Пустынь не случайно сравнивают с "чашей, куда сливалось все драгоценное духовное вино".

Все Оптинские старцы, следуя духовному наследию преподобного Паисия, шли путем трезвения и делания умно-сердечной молитвы, совершаемой в чувствах смирения, сокрушения и покаяния.

Одна из особенностей Оптиной пустыни - непрерывная и продолжительная преемственность старческого служения, длящаяся беспрерывно "из полы в полу" целое столетие с начала XIX века по начало XX. Ещё одна отличительная черта оптинского старчества - соборность - особое единство в Духе, таинственное единение во Христе единовременно несущих послушание старчества подвижников Оптиной Пустыни. Соборность старчества как понятие подразумевает также нерасторжимое духовное единство уже почивших и еще труждающихся на земной ниве делателей-старцев. Дух единства во Христе действовал на учеников старцев, на всех братии, соединяя их союзом любви апостольской.

Одно из проявлений такого внутреннего духовного единодушия между подвижниками - это те взаимно уважительные и по-настоящему искренние отношения, которые были в Оптиной между старцами и настоятелями обители.

Дух мира Христова, обретенный оптинцами через святое старчество, ощущался всеми благочестивыми посетителями обители... "За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышишь ее благоухание: все становится приветливее, поклоны - ниже и участие к человеку - больше", - писал Н. В. Гоголь.

Оптина пустынь являлась не только духовным путеводителем для простого народа, но и вела широкую благотворительную деятельность во время голода, неурожаев, эпидемий.

Великие оптинцы самим делом помогали страждущему народу. Старец Моисей затевал в голодные годы обширные постройки, не столько оплачивая труд работников, сколько благотворя им. Отвечая на упреки братии, он говорил: "Разве можно сказать голодному: ты мне чужой, мне до тебя дела нет; уходи отсюда, умирай!.. Нет! Нет! Будем делать для самого же народа, дон деже Господь не закрыл еще для нас щедрую свою руку".

Именно Оптинские старцы доказали своим примером, что "доля старца - быть на служении всему человечеству". И люди стремились попасть в Оптину пустынь, зная, что найдут там участие, совет, помощь, утешение.

И по прошествии почти ста лет, в наши дни, мы видим и чувствуем служение Оптинских старцев. Их поучения и советы помогают в трудный час. И, кажется, на любой, даже очень сложный вопрос, можно найти ответ, читая их духовное наследие, и обращаясь с молитвой.

Преподобнии и Богоснии отцы наши,
старцы Оптинстии, молите Бога о нас!

По материалам сборника "Преподобные старцы Оптинские. Жития и наставления"

© 2011-2012 • Троицкое благочиние Саратовской епархии Московского Патриархата Русской Православной Церкви • hramysaratova@mail.ru