Главная


Наш баннер

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Святитель Спиридон Тримифунтский

Святитель Спиридон, епископ Тримифунтский (Саламинский), чудотворец, родился около 270 года на острове Кипре, в деревушке под названием Аския (Ассья), недалеко от Тримифунта (Тримитусы). О детстве и юности Спиридона, о его родителях не сохранилось никаких достоверных сведений, известно лишь, что они были простые крестьяне, а сам будущий святой пас в детстве овец и коз (его принято изображать на иконах в пастушьей шапочке, сплетенной из ивовых прутьев). Он не получил никакого образования, но от природы имел здравый ум, светлую и добрую душу. Воспитанный в христианском благочестии, добродетельный и незлобивый Спиридон вел чистую богоугодную жизнь; необычайная доброжелательность и душевная отзывчивость привлекали к нему многих людей. Он оказывал помощь в различных житейских нуждах, но более всего заботился об исцелении греховных язв. Благодать Божия, почивавшая на нем и его природная сообразительность развили в нем мудрость, перед которой терялись величайшие философы того времени.
Еще в молодости он женился на честной целомудренной девушке, у них родилась дочь Ирина, которую святой Спиридон сам крестил. Семейная жизнь продолжалась недолго, вскоре жена умерла, однако и после этой тяжелой потери Святой не впал в уныние, а еще усерднее продолжил служение Господу своими добрыми делами. Всей своей жизнью "он наглядно показал, что, живя в миру, семейно, делами милосердия и любви, всецелой преданности Господу и Его Святой Церкви можно достичь святости и спастись" (Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди).
После смерти местного священника духовенство и все жители Тримифунта и окрестных деревень единодушно избрали Спиридона первым епископом Тримифунта, убедили его стать пастырем их душ. Образ жизни Святителя после этого не изменился: с раннего детства он привык довольствоваться малым, и в высоком архиерейском сане, не гордясь своим влиятельным положением, являл местным жителям пример добродетельной жизни, по великому смирению продолжая кормиться трудами рук своих.
За непрестанную память о Боге и добрые дела Господь не оставил Своего верного служителя без милости: Он щедро наградил этого истинного поборника веры даром прозорливости и чудотворения. Святитель Спиридон исцелял неизлечимо больных, врачевал не только телесные, но и душевные недуги.

"...требующим пищу обильно даровал еси"

Особым даром Святителя была власть над силами природы. По его молитвам отверзалось небо и проливался живительный дождь, рассеивались грозовые облака, останавливал свое течение водный поток. Он был для своей паствы заботливым и любвеобильным отцом, умел сострадать каждому в его горестях и скорбях, соединяя пастырское служение с делами милосердия.
Однажды на Кипре случилась продолжительная засуха, после которой наступил голод, унесший многие жизни. Богатые хлеботорговцы радовались дороговизне, имея хлеб, собранный за несколько урожайных лет, и, открыв свои житницы, начали продавать его по высоким ценам. Был тогда в Тримифунте один хлеботорговец, страдавший ненасытною жадностью к деньгам и неутолимою страстью к наслаждениям. Закупив в разных местах множества хлеба и привезши его на кораблях в Тримифунт, он не захотел, однако, продавать его по той цене, какая в то время стояла в городе, но ссыпал её в склады, чтобы дождаться усиления голода и тогда, продав подороже, получить больший барыш. Когда голод сделался почти всеобщим и усиливался со дня на день, он стал продавать свой хлеб по самой дорогой цене. И вот, пришел к нему один бедный человек и, униженно кланяясь, со слезами умолял его оказать милость - подать немного хлеба, чтобы ему, бедняку, не умереть с голоду вместе с женою и детьми. Но немилосердный и жадный богач не захотел оказать милость нищему и сказал:
- Ступай, принеси деньги, и у тебя будет всё, что только купишь.
Бедняк, изнемогая от голода, пошел к святому Спиридону и, с плачем, поведал ему о своей бедности и о бессердечии богатого.
- Не плачь, - сказал ему святой, - иди домой, ибо Дух Святой говорит мне, что завтра дом твой будет полон хлеба, а богатый будет умолять тебя и отдавать тебе хлеб даром.
Бедный вздохнул и пошел домой. Едва настала ночь, как, по повелению Божию, пошёл сильнейший дождь, которым подмыло житницы немилосердного сребролюбца, и водою унесло весь его хлеб. Хлеботорговец с своими домашними бегал по всему городу и умолял всех помочь ему и не дать ему из богача сделаться нищим, а тем временем бедные люди, видя хлеб, разнесённый потоками по дорогам, начали подбирать его. Набрал себе с избытком хлеба и тот бедняк, который вчера просил его у богача. Видя над собою явное наказание Божие, богач стал умолять бедного брать у него задаром столько хлеба, сколько он пожелает.
Так Бог наказал богатого за немилосердие и, по пророчеству святого, избавил бедного от нищеты и голода.

Один известный святому земледелец пришел к тому же самому богачу и во время того же голода с просьбою дать ему взаймы хлеба на прокорм и обещался с лихвою возвратить данное ему, когда настанет жатва. У богача, кроме размытых дождем, были еще и другие житницы, полные хлеба; но он, недостаточно наученный первою своею потерею и не излечившись от скупости, - и к этому бедняку оказался таким же немилосердным, так что не хотел даже и слушать его.

- Без денег, - сказал он, - ты не получишь от меня ни одного зерна.
Тогда бедный земледелец заплакал и отправился к святителю Божию Спиридону, которому и рассказал о своей беде. Святитель утешил его и отпустил домой, а на утро сам пришел к нему и принес целую груду золота (откуда взял он золото, - об этом речь после). Он отдал это золото земледельцу и сказал:
- Отнеси, брат, это золото тому торговцу хлебом и отдай его в залог, а торговец пусть даст тебе столько хлеба взаймы, сколько тебе сейчас нужно для пропитания; когда же настанет урожай и у тебя будет излишек хлеба, ты выкупи этот залог и принеси его опять ко мне.
Бедный земледелец взял из рук святительских золото и поспешно пошел к богатому. Корыстолюбивый богач обрадовался золоту и тотчас же отпустил бедному хлеба, сколько ему было нужно. Потом голод миновал, был хороший урожай, и, после жатвы, земледелец тот отдал с лихвою богачу взятый хлеб и, взяв от него назад залог, отнес его с благодарностью к святому Спиридону. Святой взял золото и направился к своему саду, захватив с собою и земледельца.
- Пойдем, сказал он со мною, брат, и вместе отдадим это Тому, Кто так щедро дал нам взаймы.
Вошедши в сад, он положил золото у ограды, возвел очи к небу и воскликнул:
- Господи мой, Иисусе Христе, Своею волею всё созидающий и претворяющий! Ты, некогда Моисеев жезл на глазах у царя Египетского превратил в змия (Исх.7:10), - повели и этому золоту, ранее превращенному Тобою из животного, опять принять первоначальный вид свой: тогда и сей человек узнает, какое попечение имеешь Ты о нас и самым делом научится тому, что сказано в Св. Писании, - что "Господь творит всё, что хочет" (Пс. 134,6)!
Когда он так молился, кусок золота вдруг зашевелился и обратился в змею, которая стала извиваться и ползать. Таким образом, сначала змея, по молитве святого, обратилась в золото, а потом также чудесно из золота опять стала змеею. При виде сего чуда, земледелец затрепетал от страха, пал на землю и называл себя недостойным оказанного ему чудесного благодеяния. Затем змея уползла в свою нору, а земледелец, полный благодарности, возвратился к себе домой и изумлялся величию чуда, сотворенного Богом по молитвам святого.

"...из глины извел еси огонь и воду во утверждение догмата Святыя Троицы"

В царствование Константина Великого, первого Императора-христианина, в 325 году по Р. Хр., в Никее собрался 1-й Вселенский собор, для низложение еретика Ария, называвшего Сына Божия сотворенным, а не творцом всего; и для исповедания Его Единосущным с Богом Отцом. Ария в его богохульстве поддерживали епископы значительных тогда церквей: Евсевий Никомидийский, Марис Халкидонский, Феогний Никейский и др. С соизволения Царя, на соборе присутствовали и греческие мудрецы; мудрейший из них, Евлогий, выступил на стороне Ария и гордился своею особенно искусною речью, стараясь высмеять учение православных. Блаженный Спиридон, человек неученый, знавший только Иисуса Христа, "притом распятого" (1Кор. 2,2), просил отцов позволить ему вступить в состязание с этим мудрецом, но святые отцы, зная, что он человек простой, совсем незнакомый с греческою мудростью, запрещали ему это. Однако, святой Спиридон, зная какую силу имеет премудрость свыше и как немощна пред нею мудрость человеческая, обратился к мудрецу и сказал:
- Философ! Во имя Иисуса Христа, выслушай, что я тебе скажу.
Когда же Евлогий согласился выслушать его, святой начал беседовать.
- Един есть Бог, - сказал он, - сотворивший небо и землю и создавший из земли человека и устроивший все прочее, видимое и невидимое, Словом Своим и Духом; и мы веруем, что Слово это есть Сын Божий и Бог, Который умилосердившись над нами заблудшими, родился от Девы, жил с людьми, пострадал и умер ради нашего спасение и воскрес и с Собою совоскресил весь род человеческий; мы ожидаем, что Он же придет судить всех нас праведным судом и каждому воздаст по делам его; веруем, что Он одного существа с Отцом, равной с Ним власти и чести... Так исповедуем мы и не стараемся исследовать эти тайны любопытствующим умом, и ты - не осмеливайся исследовать, как всё это может быть, ибо тайны эти выше твоего ума и далеко превышают всякое человеческое знание.
Затем, немного помолчав, святой спросил:
- Не так ли и тебе всё это представляется, философ?
Но Евлогий молчал, как будто ему никогда не приходилось состязаться. Он не мог ничего сказать против слов святого, в которых видна была какая-то Божественная сила, во исполнение сказанного в Св. Писании: "ибо Царство Божие не в слове, а в силе" (1Кор. 4,20).
Наконец, он сказал:
- И я думаю, что всё действительно так, как говоришь ты.
Тогда старец сказал:
- Итак, иди и прими сторону святой веры.
Евлогий, обратившись к своим друзьям и ученикам, заявил:
- Слушайте! Пока состязание со мною велось посредством доказательств, я выставлял против одних доказательств другие и своим искусством спорить отражал всё, что мне представляли. Но когда, вместо доказательств от разума, из уст этого старца начала исходить какая-то особая сила, - доказательства бессильны против нее, так как человек не может противиться Богу. Если кто-нибудь из вас может мыслить так же, как я, то да уверует во Христа и вместе со мною да последует за сим старцем, устами которого говорил Сам Бог".
Впоследствии Евлогий отрекся от ереси и принял святое Крещение.
На этом же соборе было явлено чудо, воздействующее не на ум, а прежде всего на сердца колеблющихся в вере. Святитель Спиридон явил образное доказательство Единства во Святой Троице. Он, сотворив крестное знамение, взял в правую руку плинфу (обыкновенный глиняный кирпич), и стиснул его: "Во имя Отца!", и в это мгновение, к изумлению всех присутствующих, из плинфы вырвался вверх огонь. Святитель продолжал: "и Сына!", вниз потекла вода, "И Святого Духа!", и, раскрыв ладонь, показал оставшуюся в ней сухую глину, из которой была вылеплена плинфа. "Вот три стихии, а плинфа одна, сказал тогда Святитель. - Так и в Пресвятой Троице - Три Лица, а Божество Едино".
Таким чудесным образом епископ Спиридон объяснил арианам исповедуемое православными Единство Трех Божественных Ипостасей Святой Троицы. Все поняли простую мысль: как в простой материи соединяются три естества - огонь, вода и земля, так и в Боге соединились три Ипостаси: Отец, Сын и Святой Дух. Победа Православия была несомненна. Большинство из присутствующих ариан вернулись к исповеданию Православия.

"...умершую дщерь свою, да явит врученное ей сокровище, к жизни воззвавый"

По окончании собора, после осуждения и отлучения Ария, все бывшие на соборе, а равно и святой Спиридон, разошлись по домам. В родном городе Святителя ожидало печальное известие - умерла его любимая дочь Ирина. Святитель Спиридон был очень к ней привязан, после смерти матери Ирина усердно ухаживала за Спиридоном, во всем ему помогая. С юных лет она наследовала набожность своего отца и усвоила правила христианского благочестия, которые ей внушали родители. Незадолго до внезапной кончины девушки одна женщина дала ей на хранение ценные золотые украшения, которые Ирина надежно спрятала в доме и не успела вернуть владелице. Святитель был в то время на Соборе в Нике и ничего об этом не знал. Когда к нему пришла хозяйка драгоценностей и со слезами стала просить вернуть золото, Владыка тщательно обыскал весь дом, но не нашел сокровища. Он пошел на могилу дочери, прочитал молитву и наклонившись над могилой обратился к мертвой Ирине, как к живой:
- Дочь моя Ирина! Где находятся украшения, вверенные тебе на хранение?
Ирина, как бы пробудившись от крепкого сна, отвечала:
- Господин мой! Я спрятала их в этом месте дома.
И она указала место.
Тогда святой сказал ей:
- Теперь спи, дочь моя, пока не пробудит тебя Господь всех во время всеобщего воскресения.
На всех присутствовавших, при виде такого дивного чуда, напал страх. А святой нашел в указанном умершею месте спрятанное и отдал той женщине.

"...его же в сонном видении Ангел, яко целителя, яви царю"

По смерти Константина Великого, Империя его разделилась на две части. Восточная половина досталась старшему сыну его Констанцию. Находясь в Антиохии, Констанций впал в тяжкую болезнь, которую врачи не могли исцелить. Тогда Царь оставил врачей и обратился ко Всемогущему целителю душ и телес - Богу с усердною молитвою о своем исцелении. И вот в видении ночью Император увидел Ангела, который показал Ему целый сонм епископов и среди них особенно - двоих, которые, по-видимому, были вождями и начальниками остальных; Ангел поведал при этом Царю, что только эти двое могут исцелить его болезнь. Пробудившись и размышляя о виденном, он не мог догадаться, кто были виденные им два епископа: имена и род их остались ему неизвестными, а один из них тогда, кроме того, не был еще и епископом.
Долгое время Царь был в недоумении и, наконец, по чьему-то доброму совету собрал к себе епископов из всех окрестных городов и искал между ними виденных Им в видении двоих, но не нашел. Тогда он собрал епископов во второй раз и теперь уже в большем числе и из более отдаленных областей, но и среди них не нашел виденных Им. Наконец, Он велел собраться к Нему епископам всей Его Империи. Царское приказание, лучше сказать, прошение достигло и острова Кипра и города Тримифунта, где епископствовал святой Спиридон, которому все уже было открыто Богом относительно Царя. Тотчас же святой Спиридон отправился к Императору, взяв с собою ученика своего Трифиллия[6], вместе с которым он являлся Царю в видении и который в то время, как сказано было, не был еще епископом. Прибыв в Антиохию, они пошли во дворец к Царю. Спиридон был одет в бедные одежды и имел в руках финиковый посох, на голове - митру, а на груди у него привешен был глиняный сосудец, как это было в обычае у жителей Иерусалима, которые носили обыкновенно в этом сосуде елей от святого Креста. Когда святой в таком виде входил во дворец, один из дворцовых служителей, богато одетый, счел его за нищего, посмеялся над ним и, не позволяя ему войти, ударил его по щеке; но преподобный, по своему незлобию и памятуя слова Господа (Мф. 5,39), подставил ему другую щеку; служитель понял, что пред ним стоит епископ и, сознав свой грех, смиренно просил у него прощения, которое и получил.
Едва только святой вошел к Царю, последний тотчас узнал его, так как в таком именно образе он явился Царю в видении. Констанций встал, подошел к святому и поклонился ему, со слезами прося его молитв к Богу и умоляя об уврачевании своей болезни. Лишь только святой прикоснулся к голове Царя, последний тотчас же выздоровел и чрезвычайно радовался своему исцелению, полученному по молитвам святого. Царь оказал ему великие почести и в радости провел с ним весь тот день, оказывая великое уважение к своему доброму врачу.
Трифиллий тем временем был крайне поражен всей царской пышностью, красотой дворца, множеством вельмож, стоящих перед Царем, сидящим на троне, - причем всё имело чудный вид и блистало золотом, - и искусной службе слуг, одетых в светлые одежды. Спиридон сказал ему:
- Чему ты так дивишься, брат? Неужели царское величие и слава делают Царя более праведным, чем другие? Разве Царь не умирает так же, как и последний нищий, и не предается погребению? Разве не предстанет Он одинаково с другими Страшному Судии? Зачем то, что разрушается, ты предпочитаешь неизменному и дивишься ничтожеству, когда должно прежде всего искать того, что невещественно и вечно, и любить нетленную небесную славу?
Много поучал преподобный и самого царя, чтобы памятовал о благодеянии Божием и сам был бы благ к подданным, милосерд к согрешающим, благосклонен к умоляющим о чем-либо, щедр к просящим и всем был бы отцом - любящим и добрым, ибо кто царствует не так, тот должен быть назван не царем, а скорее мучителем. В заключение святой заповедал Царю строго держать и хранить правила благочестия, отнюдь не принимая ничего противного Церкви Божией[7].
Царь хотел возблагодарить святого за свое исцеление по его молитвам и предлагал ему множество золота, но он отказывался принять, говоря:
- Нехорошо, Царь, платить ненавистью за любовь, ибо то, что я сделал для тебя, есть любовь: в самом деле, оставить дом, переплыть такое пространство морем, перенести жестокие холода и ветры - разве это не любовь? И за всё это мне взять в отплату золото, которое есть причина всякого зла и так легко губит всякую правду?
Так говорил святой, не желая брать ничего, и только самыми усиленными просьбами Царя был убежден - но только принять от Царя золото, а не держать его у себя, ибо тотчас же роздал всё полученное просившим.
Кроме того, согласно увещаниям сего святого, Император Констанций освободил от податей священников, диаконов и всех клириков и служителей церковных, рассудив, что неприлично служителям Царя Бессмертного платить дань Царю смертному.

"...пение ангельское бысть, егда во храме приносил еси... вечерния молитвы твоя..."

Однажды святой Спиридон вошел в своем городе в церковь к вечерне. Случилось так, что в церкви не было никого, кроме церковнослужителей. Но, несмотря на то, он велел возжечь множество свечей и лампад и сам стал пред алтарем в духовном умилении. И когда он в положенное время возгласил: "Мир всем!" - и не было народа, который бы на возглашаемое святителем благожелание мира дал обычный ответ, внезапно послышалось сверху великое множество голосов, возглашающих: "И духу твоему". Хор этот был велик и строен и сладкогласнее всякого пения человеческого. Диакон, произносивший ектении, пришел в ужас, слыша после каждой ектении дивное пение сверху: "Господи, помилуй!". Пение это было услышано даже находившимися далеко от церкви, из коих многие поспешно пошли на него, и, по мере того, как они приближались к церкви, чудесное пение всё более и более наполняло их слух и услаждало сердца. Но когда они вошли в церковь, то не увидали никого, кроме святителя с немногими церковными служителями и не слыхали уже более небесного пения, от чего пришли в великое изумление.

На острове Кипре было одно селение, называвшееся Фриера. Пришедши туда по одному делу, святой Спиридон вошел в церковь и велел одному из бывших там, диакону, сотворить краткую молитву: святой утомился от долгого пути тем более, что тогда было время жатвы и стояли сильные жары. Но диакон начал медленно исполнять приказанное ему и нарочно растягивал молитву, как бы с некоею гордостью произносил возгласы и пел, и явно похвалялся своим голосом. Гневно посмотрел на него святой, хотя и добр был от природы и, порицая его, сказал: "замолчи"! - И тотчас же диакон онемел: он лишился не только голоса, но и самого дара слова, и стоял, как совершенно не имеющий языка. На всех присутствовавших напал страх. Весть о случившемся быстро разнеслась по всему селению, и все жители сбежались посмотреть на чудо и пришли и ужас. Диакон упал к ногам святого, знаками умоляя разрешить ему язык, а вместе с тем умоляли о том же епископа друзья и родственники диакона. Но не сразу святой снизошел на просьбу, ибо суров был он с гордыми и тщеславными, и, наконец, простил провинившегося, разрешил ему язык и возвратил дар слова; при этом он, однако же, запечатлел на нем след наказания, не возвратив его языку полной ясности, и на всю жизнь оставил его слабоголосым, косноязычным и заикающимся, чтобы он не гордился своим голосом и не хвалился отчетливостью речи.

"...человеколюбию Авраама подражателю"

В добродетели гостеприимства святого Спиридона уподобляли патриарху Аврааму. Однажды по наступлении Четыредесятницы в его дом постучался странник. Видя, что путник очень утомлен, святой Спиридон сказал дочери: "Обмой-ка ноги этому человеку, да предложи ему поесть". Но ввиду поста не было сделано нужных запасов, ибо святитель "вкушал пищу только в определенный день, а в прочие оставался без пищи". Поэтому дочь ответила, что в доме нет ни хлеба, ни муки. Тогда святой Спиридон, извинившись перед гостем, приказал дочери поджарить бывшее в запасе соленое свиное мясо и. усадив за стол странника, принялся за трапезу, "убеждая того человека подражать себе. Когда же последний, называя себя христианином, отказался,-тот прибавил: "Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: Вся чиста чистым (Тит. 1, 15)".

"...пришедшу тебе в Александрию идоли падоша"

В Александрии созван был однажды собор епископов, чтобы общею молитвою ниспровергнуть и сокрушить все языческие идолы и капиша, которых там было еще очень много. И вот, в то время, когда приносились Богу многочисленные усердные молитвы, - как соборные, так и частные, - все идолы и в городе и в окрестностях пали, только один особо чтимый язычниками идол остался цел на своем месте. После того как Патриарх Александрийский долго и усердно молился о сокрушении этого идола, однажды ночью, когда он стоял на молитве, явилось ему некоторое Божественное видение и повелено было не скорбеть о том, что идол не сокрушается, и скорее послать в Кипр и призвать оттуда Спиридона, епископа Тримифунтского, ибо для того и оставлен был идол, чтобы быть сокрушенным молитвою сего святого. Патриарх тотчас же написал послание к святому Спиридону, в котором призывал его в Александрию и говорил о своём видении, и немедленно направил это послание в Кипр. Получив послание, святой Спиридон сел на корабль и отплыл в Александрию. Когда корабль остановился у пристани, называемой Неаполем, и святой сходил на землю, - в ту же минуту идол в Александрии с его многочисленными жертвенниками рушился, почему в Александрии и узнали о прибытии святого Спиридона. Ибо, когда патриарху донесли, что идол пал, патриарх сказал остальным епископам:
- Друзья! Спиридон Тримифунтский приближается.
И все, приготовившись, вышли на встречу святому и, с честью приняв его, радовались о прибытии к ним такого великого чудотворца и светильника мира.

"...во время зноя внезапу роса, снизшедшая свыше, священную твою главу прохлади"

Но как бы ни был праведен человек, по неизменному установлению Божию, неизбежен конец его земной жизни. Святитель достиг возраста 80-ти лет, и Господь дивным знамением открыл ему приближение дня его кончины. Во время жатвы в самую жаркую пору дня его святая глава оказалась однажды покрытою прохладною росою, нисходившею свыше. Вместе с жнецами он вышел на жатву (ибо был смиренен и работал сам, не гордясь высотою своего сана), и вот, когда он жал свою ниву, внезапно, в самый жар, оросилась глава его, как это было некогда с руном Гедеоновым (Суд. 6,38), и все, бывшие с ним на поле, видели это и дивились. Потом волосы на главе у него вдруг изменились: одни сделались желтыми, другие - чёрными, иные - белыми, и только Сам Бог знал, для чего это было и что предзнаменовало. Святой осязал голову рукою и сказал бывшим при нем, что приблизилось время разлучения души его с телом, и стал поучать всех добрым делам, и особенно - любви к Богу и ближнему.
По прошествии нескольких дней святой Спиридон во время молитвы предал свою святую и праведную душу Господу, Которому в праведности и святости служил всю свою жизнь. Точный год его смерти не известен. Принято считать, чт святой упокоился о Господе в 348 году. Погребли святителя Спиридона в Тримифунте, мощи святого поместили в мраморный саркофаг в храме Святых Апостолов. И через много лет тело святителя оставалось нетленным и благоухало.

Почитание Святителя Спиридона. Чудеса

Действующая ныне церковь святителя Спиридона расположена в самой гуще живописных, узких, "на два ослика" улочек Керкиры. Высокая белоснежная с красным куполом и часами колокольня возвышается над двух-трехэтажными зданиями. Она является прекрасным ориентиром для приезжающих паломников.
Церковь Святителя Спиридона считалась богатейшей на Востоке, пожертвования в храм совершали не только православные, но и католические христиане. Многочисленные вклады были сделаны Российской императрицей Екатериной II и ее сыном Павлом I. Серебряный саркофаг святителя Спиридона, изготовленный в 1867 году по специальному заказу в Вене, находится в небольшом приделе справа от алтаря.
Мощи святителя Спиридона поражают одним своим видом - Божией милостью они полностью нетленны. Это удивительные мощи - они весят как тело взрослого мужчины и чудесным образом не утрачивают свойств живой плоти, имеют температуру человеческого тела и сохраняют мягкость. До сих пор ученые разных стран и вероисповеданий приезжают на Керкиру для того, чтобы подвергнуть исследованию нетленные мощи Святителя, но после рассмотрения приходят к выводу, что никакими законами и силами природы нельзя объяснить феномен нетления этих мощей, которые почти 1700 лет пребывают в неповрежденном виде; что иного объяснения, кроме чуда, нет: что здесь, несомненно действует всемогущая сила Божия.
Чудом является и то, что покровитель странников сам и по сей день не перестает "странствовать", помогая всем, кто с верой в молитве к нему обращается. В Православном мире он известен как "ходящий" святой - бархатные башмачки, надетые на его ступни, изнашиваются, и несколько раз в год их заменяют новыми. А изношенные башмачки разрезают на части и как великую святыню передают верующим. По свидетельству греческих священнослужителей, при "переобувании" чувствуется ответное движение. Рака с мощами святого запирается на ключ, но бывают случаи, когда ключ просто не поворачивается в замке, и тогда местные священнослужители знают - святителя Спиридона в раке нет, он ходит по земле, гостит у тех, кому нужна его помощь.
Отец Иустин, настоятель храма святого Спиридона рассказывает, что однажды нашелся один неверующий рыбак по имени Спиро: "Когда он вышел в море, начался шторм. Его корабль затонул и сам он ушел под воду. Вдруг святой Спиридон вытащил его на сушу. Рыбак, чтобы проверить, что именно Святой спас его, бросился бегом в храм, а там монахи безуспешно пытались открыть ковчег с мощами. И ковчег открылся лишь тогда, когда пришел рыбак. На тапочках святого Спиридона были морские водоросли и ракушки. Рыбак тут же потратил все свое состояние на золотую лампаду, которая до сих пор остается у нас единственной из чистого золота".

28 октября 1940 года Италия объявила войну Греции, и уже 1 ноября начались бомбардировки Керкиры, которые продолжались несколько месяцев. Итальянские самолеты летали на предельно малой высоте (на острове не было средств противовоздушной обороны) и не прекратили свои атаки даже на Рождество. Местные жители стали замечать, что происходят странные вещи: бомбы, сброшенные на храм святителя Спиридона, вопреки всем законам физики падают не прямо вниз, а под углом, как будто чья-то невидимая рука отводит их, и, не причинив зданию никакого вреда, попадают в море или взрываются в воздухе. Они начали укрываться в храме во время бомбежек, не сомневаясь, что Господь по молитвам святителя Спиридона защитит и спасет их. Многие здания вокруг храма были сильно повреждены или разрушены, а сам храм сохранился до конца войны без повреждений. Когда однажды бомба упала на женскую половину храма, где, как обычно в этот день было много женщин и детей, взрыва не последовало. Не сработало взрывное устройство.
И чудеса происходят не только на Корфу. В Греции на острове Эгина, родине святого Нектария Эгинского, в монастыре святой Екатерины находится чудотворная икона святителя Спиридона Тримифунтского - на иконе изображен не сам святой, а его мощи. Это изображение известно тем, что глаза Святителя чудесным образом открываются на иконе после завершения около нее молебна.
В Греции восемьдесят церквей носят имя святого Спиридона, отмечая тем самым повсеместное почитание его памяти, искреннюю любовь и благодарность верующих.

***

Со времен принятия христианства в нашей стране русские православные люди чтут память святого Спиридона. В его честь ставили храмы, писали иконы, к нему обращались с молитвами и прошениями.
"Мэром всех городов" называют святителя Спиридона за помощь с жильем. Среди многочисленных случаев помощи святителя есть такой: преподавательница музыки А. оказалась с маленьким ребенком в комнате коммуналки вместе с родителями. Ни работы, ни денег. Подруга попросила подготовить к поступлению в семинарию дочку, но предупредила, что заплатить не сможет, так как у нее самой нет денег. Вместо оплаты она пообещала сорок дней читать за А. акафист святителю Спиридону. Женщина согласилась. И когда началась молитва, к А. пошли ученики, причем такие ученики, что в скором времени она смогла купить себе однокомнатную квартиру, а затем нашла и постоянную работу.

Другой случай описывает жительница Москвы Е.Петрова:
"Несколько лет назад одна моя хорошая знакомая должна была получить квартиру от своей организации, но в ЖЭКе по месту прописки ей почему-то никак не выдавали необходимую для этого справку. Она часто звонила мне и жаловалась. "А ты помолись святителю Спиридону Тримифунтскому. Святой многим людям помог в решении жилищных вопросов", - предложила я ей. Знакомая пообещала.
В следующий раз она опять пожаловалась мне, что так и не получила справки, а сроки оформления документов уже поджимают и квартиру могут отдать кому-то другому. Я спросила ее: "А в храме ты была?". "Зайду, зайду обязательно", - ответила она мне.
Через какое-то время она снова позвонила: "Слушай, знаешь, что меня поражает, как люди-то меняются! Ведь та самая сотрудница из ЖЭКа, у которой я столько раз бывала и которая никак не хотела выдавать мне справку, вчера вдруг говорит: "Ну что я Вас все мучаю! Давайте я вам прямо сейчас справку эту выпишу!". "Ну а в храме-то была?" - спросила я". "Да была я, была" - явно не связывая два этих событии ответила она мне, - но я говорю, люди-то как меняются! "
Не отвергает святой даже неверующих. Воинствующая атеистка бросила в досаде: "Эх, Спиридон! Если ты такой сильный, дай мне квартиру рядом с тобой!" Сейчас она живет на 20-й линии в Санкт-Петербурге, рядом с его часовней.
Но не только квартирный вопрос решает святитель Спиридон. Есть свидетельства о помощи во всех областях жизни. Святитель укрепляет в мужестве стояния за веру, как это случилось с одним питерским мальчишкой. В армии к нему пристали "дети Кавказа" - сними крест. Он отказался и тогда с ним решили расправиться… Откуда взялись ловкость и сила - он один отбился от пятерых. И хотя потом случались столкновения с этой же группой, но требования снять крест прекратились. А над ребятами, которые дрогнули и расстались с крестом, долго измывались впоследствии. Весь срок службы мать парня и его подруги приходили в часовню молиться святителю Спиридону.




Тропарь святителя Спиридона глас 1

Собора Перваго показался еси поборник и чудотворец,/ богоносе Спиридоне, отче наш./ Темже мертву ты во гробе возгласив,/ и змию в злато претворил еси,/ и внегда пети тебе святыя молитвы,/ Ангелы, сослужащия тебе, имел еси, священнейший./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак святителя Спиридона глас 2

Любовию Христовою уязвився, священнейший,/ ум вперив зарею Духа,/ детельным видением твоим деяние обрел еси, богоприятне,/ жертвенник Божественный быв,// прося всем Божественнаго сияния.

© 2011-2015 • Троицкое благочиние Саратовской епархии Московского Патриархата Русской Православной Церкви • hramysaratova@mail.ru