Главная


Наш баннер

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский и Черноморский, (в миру - Димитрий Александрович), происходил из старинного дворянского рода Брянчаниновых. Родился 5 (17) февраля 1807 г. в с. Покровском Грязовецкого уезда Вологодской губернии. С детства желал посвятить себя иноческой жизни, но, исполняя волю отца, поступил в Военное инженерное училище.

Несмотря на перспективу блестящей светской карьеры, Димитрий Александрович подает прошение об отставке и в 1827 году поступает послушником в Александро-Свирский монастырь. В 1831 г. принял монашество, долго был настоятелем Сергиевой пустыни (близ Петербурга). В 1857 году был хиротонисан во епископа Кавказского и Черноморского. За недолгий четырёхлетний срок управления епархией Святителю удалось наладить её жизнь, но болезнь заставила его просить об увольнении на покой. 30 апреля 1867 г., в Неделю Жен-мироносиц, святитель Игнатий мирно отошел ко Господу. Епископ Игнатий канонизован Поместным Собором Русской Православной Церкви (ТроицеСергиева Лавра, 6-9 июня 1988) за святость жизни, которая раскрывается в его творениях, написанных в духе подлинного Православного святоотеческого предания.

Память Святителя Игнатия совершается по старому стилю - 30 апреля, по новому - 13 мая.

Его святые мощи покоятся в Свято-Введенском Толгском монастыре Ярославской Епархии, частица их (икона с частицей мощей) хранится в храме в честь Смоленской иконы Божией Матери Свято-Алексиевского женского монастыря Саратова.



Из писем cвятителя Игнатия (Брянчанинова) к мирянам::

Добродетель нуждается в терпении. "...Для преодоления иной скорби нужно мужество; для изшествия из другой - мудрость; для избавления от третьей - смирение. Но во всех скорбях, при всех прочих добродетелях, непременно нужно терпение. Ни одна добродетель не может состояться без терпения; добродетель, чтоб пребыть добродетелию, нуждается в терпении. Кто же поколеблется в добродетели, не претерпит в ней до конца, тот теряет свою добродетель. Господь сказал о благоугождающих Ему, что они плод творят в терпении (Лук. 8, 15), повелел душу свою стяжавать в терпении (Лук. 21, 19), возвестил, что спасется только претерпевый до конца (Матф. 24, 13)..."

"Будьте, как дети". "...Спаситель мира повелел тем, которые хотят войти в Царство Небесное, быть, как дети, простыми, незлобивыми, нелюбопытными, верующими, научающимися, скоро раскаивающимися в проступках. Последуйте этому совету Господа: - в свое время ощутите блаженное обновление, укрепление души вашей. Оно будет совершаться постепенно, неприметно... Внезапно человек увидит себя измененным, - и прославит Всеблагаго Всемогущаго Бога..."

Об отчаянии. "...Старайтесь не увлекаться разсеянностию. Если же случится увлечься ею - по немощи, сродной всем нам - человекам, - не предавайтесь унынию. Неподательность не свойственна человеку на земли - ниже жителю глубочайшей пустыни и уединения. Переменчивость и увлечение действуют непременно в каждом человеке - и в строжайшем отшельнике. Тем более живущему посреди мира, посреди всех соблазнов, невозможно не увлекаться. Не желайте от себя невозможнаго, не требуйте от души вашей того, чего она не может дать. Врачуйте ваши увлечения покаянием, а недостаток делания вашего восполняйте сокрушением духа."

Предостережение от уныния. "...Самый тяжкий грех - "отчаяние". Этот грех уничижает всесвятую Кровь Господа нашего Иисуса Христа, отвергает Его всемогущество, отвергает спасение Им дарованное, - показывает, что в этой душе прежде господствовали самонадеянность и гордость, что вера и смирение были чужды ей. Более, нежели от всех других грехов, надо храниться, как от смертоноснаго яда, как от дикаго зверя, от отчаяния. Повторяю: отчаяние - злейший грех между всеми грехами. Созревшее отчаяние обыкновенно выражается самоубийством или действиями тождественными самоубийству. Самоубийство - тягчайший грех! Совершивший его лишил себя покаяния и всякой надежды спасения. Святая Церковь не совершает о нем никакого поминовения, не удостоивает отпевания и лишает погребения на христианском кладбище..."

О скорбях. "...Святая Истина, Слово Божие говорит: "многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие". Скорби - особливо удел нашего времени, которому в удел не даны ни подвиг мученичества, ни подвиг монашества. Участок наш, христиан времени последняго, участок скорбей, по-видимому мелочных, ничтожных. Весы у Бога! Пред Ним, на Его весах всякая скорбь ничтожна, всякая скорбь маловажна, как бы велика она ни была: потому что осенение Его силы и благодати может обратить величайшую скорбь в величайшее наслаждение. Так и маленькая скорбь имеет пред Ним всю ценность, никак не менее великой скорби. Все зависит от Его благодати, - а Он милостиво от человека приемлет всякую скорбь, принимаемую с благодарением, с покорностию, с славословием..."

О чистоте сердечной. "...Выслушайте следующую священную повесть: "К святому великому Пимену пришел некоторый брат и жаловался, что видит в добрых делах своих примесь греха. Старец разсказал ему такую притчу: Два земледельца жили в одном месте. Один из них посеял немного хлеба, хотя и нечистаго; а другой, предавшись лености, не посеял ничего. При наступлении жатвы первый собрал довольно хлеба, хотя и нечистаго - второй не собрал ничего. Который из двух земледельцев будет иметь пропитание? Брат отвечал: тот, который посеял и собрал немного хлеба, хотя и нечистаго. Старец отвечал: будем же и мы сеять понемногу, хотя да нечистаго, чтоб не умереть с голоду".
Бог даровал вам с верностию взглянуть на ваше сердце, когда, взглянув в него, вы увидели в нем смешение душевнаго с духовным. Вышеприведенная повесть может уже довольно утешить вас: вы видите, для чего она приведена. Для большаго утешения услышите и следующее: один Бог может даровать святую чистоту сердца верующему в Него и прибегающему к Нему покаянием. Он не требует от нас, лишь начинающих шествие к Нему, этой высокой чистоты, чуждой всяких пятен. Предшествует чистоте зрение и сознание своей нечистоты. И это уже дар Божий, о получении котораго мы молимся с коленопреклонением: "Господи, даруй ми зрети прегрешения моя!". Но тот, кто видит нечистоту свою, должен оплакивать ее и у всесильнаго и всеблагаго Врача просить исцеления..."

Мир Христов. "...Могуществен мир, истекающий от действия Святаго Духа. Кто может противустать его влечению? От лица его бежат страсти; от действия его ум и сердце переселяются на Небо. Человек примиряется ко всему в Боге. Он начинает как бы плавать в неизмеримом пространстве духовнаго мира и познает, что заповедь Божия "широка есть зело". Мир Христов совершил мучеников и преподобных: он выводит христианина из под власти плоти и крови, исторгает отраву греховную из души и тела, уничтожает насильственное влияние демонов на душу и тело, вводит в христианина свойства Христовы, кротость, смирение, благость. Душа, ощутив эти свойства, начинает вкушать чудный покой - залог и начало вечнаго покоя праведных в селениях вечнаго блаженства..."

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Письма к мирянам.

© 2011 • Центральное благочиние Саратовской епархии Московского Патриархата Русской Православной Церкви • hramysaratova@mail.ru