|
Пасхальное послание Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина священному клиру, боголюбивым инокам и инокиням и всей богоспасаемой пастве Саратовской епархии
Крест претерпевый, и смерть упразднивый,
и воскресый из мертвых,
умири нашу жизнь, Господи, яко един Всесилен.
(Стихира на Хвалитех, утра, во святую и великую Неделю Пасхи)
Возлюбленные о Господе дорогие отцы, пастыри словесного стада Христова, всечестные иноки и инокини, боголюбивые миряне, братия и сестры!
В светозарный день Пасхи Христовой, в полноте радости обращаюсь к вам со словами великого спасительного благовестия:
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Нет ничего более отрадного для человеческого сердца, чем эта торжествующая победная весть. Ныне по всей земле в православных храмах совершается то же великое таинство, свидетелями которого стали святые жены-мироносицы: вновь камень отвален от гроба, и для нас звучит Ангельское уверение: Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес (Лк. 24, 5-6)!
Почему, как поется в Пасхальных песнопениях, веселятся сегодня небо и земля, празднует «мир, видимый же весь и невидимый»[1]? Почему, по слову святых отцов, Пасха «столько превосходит все торжества человеческие и земные, сколько солнце превосходит звезды»[2]? Потому что Воскресение Христово для всех нас, для всего человечества – не просто важнейшее событие земной истории, но и начало иного, вечного жития. Реальность Воскресения придает нашей жизни новое измерение, новый глубокий, подлинный смысл. Жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь (1 Ин. 1, 2); дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды (1 Фес. 4, 13). Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его (1 Кор. 15, 22-23).В этих словах – то, что предвозвещали пророки и видели своими глазами апостолы – ученики Христовы, то, что чувствует сегодня каждый из нас.Ведь радость, которая наполняет человека в Пасхальную ночь, – совершенно особая. Это радость верующего, любящего и знающего Бога человеческого сердца, неложное уверение в жизни будущего века[3]. Радость, над которой ничто не властно: ни время, ни расстояния, ни болезни и скорби, которые неизбежно сопутствуют нам, пока мы живем здесь, на этой земле.
Но путь к Пасхе лежит через Голгофу, через Крест Христов. Помня об этом, мы проходили поприще Великого поста, старались в дни Страстной седмицы быть соучастниками тех событий, которыми был насыщен каждый ее день. Нужно постараться сохранить в памяти уроки этого времени, сделать их основой своей христианской жизни.
В Великий Четверг Господь наш и Спаситель умыл ноги Своим ученикам, всем нам показав «путь добрейший смирения»[4]. Вспомним, как говорит об этом Евангелие: Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, [явил делом, что], возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их (Ин. 13, 1). Возлюбил до конца – до Своей Крестной смерти, так как Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20, 28).
Мы же часто снисходительно относимся к себе, но очень требовательны к окружающим нас людям. Мы не только не служим им, но от них рассчитываем получить, как нам кажется, заслуженные нами и уважение, и любовь, и почет. Какая буря возмущения, жажда справедливости охватывают нас, если нам кажется, что нам чего-то «не додали»! В таком самообмане современный человек пребывает практически всегда, и как часто разрушаются дружба, семьи, общественные отношения из-за того «самоцена», по меткому выражению святителя Феофана Затворника, который присущ каждому из нас…
В дни Страстной седмицы мы видели два полюса человеческих характеров и поступков. На одном – предатель Иуда. Он вышел из числа апостолов, которые находились рядом с Учителем, участвовали в Тайной Вечере, которым Он умыл ноги. И второй – разбойник, который сделал много зла, но в последние минуты своей жизни раскаялся и устыдился того, что между разбойниками распят Невиновный. Между этими двумя евангельскими образами – между учеником-предателем и разбойником, который через покаяние первым входит в рай, – и находится весь человеческий род. Зная это, мы не можем и не должны судить и оценивать никого из наших ближних. В каждом из нас живут одновременно и любовь, и ненависть, и верность, и предательство, и стремление к святости, и желание греха. Нам нужно очень трезво относиться к самим себе, осознавать, что мы нуждаемся в спасении и от всей души взывать к нашему Господу и Спасителю. Это смиренное сознание своей немощи – подлинное начало жизни духовной, настоящей человеческой жизни во всей ее полноте.
Мы торжествуем сегодня победу Христа над смертью. Жало же смерти – грех (1 Кор. 15, 56). Борьбу с грехом, борьбу до крови нам предстоит вести всю нашу жизнь. Постараемся почаще вспоминать в повседневном течении нашей жизни, что Господь наш Иисус Христоспонес искупительный подвиг жертвенной любви ради всех нас. Если каждый раз, имея намерение что-то сказать, пожелать, сделать, мы будем вспоминать о том, какой ценой мы искуплены от наших грехов, мы избежим многих беззаконий и ошибок. Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства (Гал. 5, 1), – призывает апостол. А в самые тяжелые минуты нашей жизни памятование о любви Божией способно стать самой большой помощью и утешением, источником внутренней силы, той радости о Боге, которая и делает нас чадами Божиими.
Празднуя Пасху, мы всегда желаем друг другу подольше сохранить Пасхальную радость в наших сердцах. Из-за чего она порой бывает неполной или оставляет нас слишком быстро? Прежде всего, из-за отсутствия в нас святой ревности в исполнении заповедей, из-за нашей расслабленной жизни. И, конечно, по недостатку любви к Богу и людям. Оскудение любви в нашем мире Господь напрямую связывает с умножением беззакония (см.: Мф. 24, 12). Поэтому внимательное отношение к своей душе и поступкам, молитва и участие в таинствах Церкви должны идти рука об руку в нашей христианской жизни с делами любви и милосердия.
Нужно особо заботиться о тех, кто находится рядом с нами, об укреплении семьи, о том, чтобы старшие не были забыты, а наши дети всегда видели в нас достойный пример в отношении к ближним. Если каждая христианская семья воистину станет «малой Церковью», наше общество преодолеет многие проблемы и кризисные явления.
Дорогие братия и сестры! Еще раз от всего сердца поздравляю вас с днем Пасхи Господней! Сегодня мы радостию радуемся, слыша голос Жениха (ср.: Ин. 3, 29). Будьте свидетелями Христа Воскресшего везде, куда поставит нас Господь: на месте служения, учебы, дома, на работе. «Как счастливы мы, христиане, какого Бога имеем!» – говорил преподобный Силуан Афонский. Будем же и мы помнить всегда, какой же это бесценный дар Божий – быть призванным к жизни с бессмерной душой от Слова Божия, живаго и пребывающего вовек (1 Пет. 1, 23). Да сподобит нас Господь Пасхи вечной в Его Небесном Царствии!
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!
Смиренный Лонгин,
Божией милостью Митрополит Саратовский и Вольский
Саратов 2013 г.
***
[1] Тропарь 1 песни Пасхального канона.
[2] Святитель Григорий Богослов. Слово 45. На Святую Пасху.
[3] Символ веры
[4] Отпуст богослужения Великого Четверга
|