Архипастырское служение Пасхальное богослужение в Духосошественском кафедральном соборе Саратова
В ночь с 4 на 5 мая Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин совершил Пасхальное богослужение в Духосошественском кафедральном соборе города Саратова.
Его Высокопреосвященству сослужили: настоятель храма протоиерей Сергий Догадин, священник Сергий Ксенофонтов, священник Андрей Евстигнеев, священник Николай Генсицкий, протодиакон Михаил Беликов, протодиакон Олег Дроздов, диакон Иоанн Осипов.
По окончании Литургии Владыка Лонгин освятил Артос.
Текст с сайта pravoslavie.ru
Фото Полины Павловой
Со времен апостольских Церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему Израилю, бодрствовавшему в ночь избавления своего от египетского рабства, и новый Израиль – христианская Церковь — бодрствует «в священную и спасительную ночь» светлого Воскресения Христова — провозвестницу светоносного дня духовного обновления и освобождения от рабства греху и диаволу.
С вечера (в Великую Субботу) в храме читаются Деяния святых апостолов, содержащие непреложные свидетельства Воскресения Христова, после чего следует полунощница с каноном Великой Субботы. После 9-й песни, при пении (на катавасию) ирмоса: Не рыдай Мене, Мати бывает каждение вокруг Св. Плащаницы, затем священник поднимает ее на главу и уносит (Ликом к востоку) в алтарь через царские врата, которые тотчас закрываются. Св. Плащаница полагается на престоле и находится там до отдания Пасхи — в воспоминание того, что Христос Спаситель после Своего Воскресения пребывал на земле 40 дней.
Начало пасхальной утрени предваряется торжественным крестным ходом вокруг храма (при пении стихиры Воскресение Твое, Христе Спасе) , чтобы встретить Христа вне его, подобно мироносицам, встретившим воскресшего Господа вне Иерусалима.
В притворе при затворенных дверях храма начинается пасхальная утреня возгласом Слава Святей и пением Христос воскресе со стихами по пасхальному чину.
При пении после Слава, и ныне второй половины тропаря Пасхи (И сущим во гробех живот даровав) церковные двери отворяются, духовенство и молящиеся входят в храм
После великой ектении поется пасхальный канон, составленный св. Иоанном Дамаскиным (VIII в.). Начальные слова ирмоса каждой песни запеваются в алтаре, а хор продолжает следующие за этим слова ирмоса. Каждая песнь заканчивается повторением ирмоса и пением трижды тропаря Христос воскресе.
На каждой песни канона совершается каждение. Кадя народ, священник приветствует молящихся словами: «Христос воскресе!». Верующие отвечают: «Воистину воскресе!» и, взирая на Крест в руке священника, осеняют себя крестным знамением.
По каждой песни - малая ектения.
После пения хвалитных стихир и стихир Пасхи Да воскреснет Бог предстоятель читает Слово огласительное св. Иоанна Златоуста: Аще кто благочестив, в котором на основании притчи Христа Спасителя о работавших в винограднике (Мф. 20,1-16), все призываются насладиться пасхальным торжеством и войти в радость воскресшего Господа, после чего поется тропарь св. Иоанну Златоусту: Уст твоих якоже светлость огня (единственное песнопение святых в службе Пасхи).
Совершается литургия св. Иоанна Златоуста
Литургия в первый день Пасхи бывает «порану, труда ради бденнаго».
По заамвонной молитве освящается артос
Царские врата главного алтаря и всех приделов бывают отверстыми в продолжение всей Светлой седмицы.
|